В 1670 году после посещения французского двора турецким послом, который пренебрежительно заявил, что на лошади его повелителя драгоценных камней больше, чем на короле Франции, Людовик XIV, выславший посла из страны, заказал Мольеру комедию, в которой бы высмеивались турецкие церемонии. Комедия была написана, но пафосом ее стало обличение новых хозяев жизни - самодовольных буржуа. Эта значиздравомыслия, раздувает тщеславие. Журден высказывает презрение к людям своего сословия, отворачивается от родни, отказывает жениху дочери, не дворянину, придумывает себе, «даму сердца», перед которой изощряется в неуклюжих комплиментах, дает в ее честь обед, посылает дорогие подношения. Он уверен (и не ошибается), что путь к сердцу его дамы, как и к дружбе с Дорантом, лежит через кошелек:

* «Я не остановлюсь ни перед какими затратами, если только они проложат мне дорогу к ее сердцу,- восклицает он.- Светская дама имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть,- подобную честь я готов купить любой ценой». Точно так же он намерен купить и будущее дочери: «Добра для дочки у меня припасено довольно, недостает только почета, вот я и хочу, чтобы она была маркизой».

Эта непреодолимая тяга к мнимому почету и знатности позволяет Клеонту обмануть Журдена маскарадом и получить руку Дюсиль, в которой ему было отказано потому, что он не дворянин. Мольер не показал, как поведет себя осмеянный по заслугам Журден, когда он обнаружит обман и станет всеобщим посмешищем. Важнее было заставить буржуа, зараженных подражанием дворянству, взглянуть на Журдена и увидеть в нем себя.

Граф Дорант. Это дворянин - пройдоха, одурачивающий простофилю Журдена и беззастенчиво пользующийся его кошельком. У Доранта нет ничего, кроме благородного титула, но он сохраняет привычную импозантность и аристократический лоск, которые всегда прикрывали его паразитизм и тунеядство. Единственное, что умеет Дорант,- тратить деньги. Нет своих - находит способ тратить чужие, идет на поклон к буржуа, забывая о достоинстве и щепетильной дворянской чести.
С проворством авантюриста он постиг слабость Журдена и, тонко льстя ему, спокойно обирает простака. Дорант ловок, хитер, находчив, лицемерен. Ложь и лесть - испытанные средства. Не краснея, граф с достоинством сообщает растроганному «другу»: «Я питаю к вам совершенно особое уважение: не далее как сегодня утром, я говорил о вас в королевской опочивальне». Все свои обращения к Журдену он облекает в доверительные интонации, пленяющие его безотказного кредитора. Граф торгует доверчивостью Журдена, неискушенного в светском ухаживании за дамой, и подарки суконщика графине Доримене преподносит от своего имени, обманывая обоих.


Дорант утратил стыд. Его не смущает и Не оскорбляет отповедь прямолинейной госпожи Журден, он делает вид, что не замечает ее неприязни. Разыгрывая перед Журденом покровителя и заботливого друга, он! по существу издевается над его мечтой и в конце комедии, потешаясь над доверчивым беднягой, охотно участвует в его шутовском осмеянии. Разоблачая в лице Доранта аристократическую знать, Мольер показал ее общественную и нравственную ничкем-иость, ее зависимость от денежных буржуа. Не случайно придворные Людовика XIV встретили пьесу настороженно и холодно. Они прекрасно поняли, что тщеславный Журден показан смешным, но Дорант, торгующий титулом и искренностью, изображен безнравственным и гадким. Видели они и то, что титулованному дворянину комедиограф противопоставил человека третьего сословие - Клеонта.

Клеонт - благородный, деловой, образованный молодой человек. Ему присущ трезвый ум и чувство человеческого достоинства, чуждо высокомерие и чванство. Он отнюдь не стыдится своего происхождения и, благодаря многим добродетельным качествам, высоко поднялся не только над людьми своего сословия, но Щ аристократами. Он честен, деятелен, трудолюбив, умен - он полезен обществу. Шесть лет Клеонт отдал службе в армии, постоянно занят делом. В Клеонте есть то разумное и добродетельное, что утратил Журден, В нем жива гордость демократа. Он презирает людей, покупающие себе титулы и звания за деньги, возмущен модой «одворяниваться»:

* «Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого небо тебе судило родиться на свет, блистать в обществе, вымышленными титулами, выдавать себя не за того, что ты есть на самом деле,- это, на мой взгляд, признак душевной низости»,- утверждает он.

Именно в критике дворянских идеалов и в обличении капитулянства верхних слоев третьего сословия заключен подлинный идейный пафос комедии.