Поэма «Двенадцать» — непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневни­ке: «Сегодня я гений».

Поэма значительно отличается по стилю от всего, что было создано Блоком. В ней отчетливо проступает фольклорная осно­ва, выражающаяся в использовании частушечного ритма, по­словиц, городского романса.

Поэма полифонична, вмещает в себе множество интонаций и точек зрения. Основной принцип построения «Двенадцати» — контраст. Черный вечер, белый снег — цветовая гамма состоит из резко противоположных цветов. Нарушается она только бью­щим в глаза красным флагом. Особую символичность приобре­тают образы поэмы. Двенадцати красногвардейцам противопос­тавлен старый мир. Блок находит образ, который ярко раскры­вает его отношение к прошлому:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
А старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Поэт, которому сатира была не свойственна, в изображении старого мира пользуется сатирическими средствами. Все пред­ставители старого мира обрисованы одним-двумя штрихами, но образы приобретают обобщающее значение: барынька в караку­ле; длинноволосый вития, певший под дудку властей; поп, у которого прежде «крестом сияло пузо на народ».

Этому миру противостоит мир революции. Революцию Блок изображает как стихию, как ветер, разбушевавшийся «на всем белом свете». В революции поэт видит главным образом разруши­тельную сторону, а красногвардейцы, воплощающие ее силы, — это вчерашняя голытьба, которым «на спину б надо бубновый туз». Они идут «без имени святого».Число двенадцать — это и реальная деталь (действительно, в 1918 г. патруль состоял из двенадцати человек), и символ (у Иису­са Христа было двенадцать учеников — апостолов новой веры). Образ двенадцати дан в движении, в развитии. Из голытьбы они постепенно превращаются в революционную силу, из крас­ногвардейцев — в теряющих реальные очертания апостолов — провозвестников новой эры. Преображается даже их походка — шедшие вначале вразвалку, они переходят на мерный шаг, пре­вращающийся затем в державную поступь. Позади, в прошлом, остается голодный пес старого мира:
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Блок писал, что он сам не понимает, почему Христос. Этот далекий от революции образ вызвал разные толкования. Можно предположить, что Христос как воплощение справедливости воз­главляет справедливое дело революции. Возможен несколько иной аспект: идущий с двенадцатью красногвардейцами Христос — символ величия и святости революции. Как учение Христа на­чинало новую эру человечества, так и революция тоже опреде­ляет начало новой эпохи.

Поэма «Двенадцать» отражала романтический пафос рево­люции, ее эмоциональный подъем. В ней воплотилась стихия народного движения. Безусловно, Блок «Двенадцати» — не сим­волист в привычном понимании символизма. Эстетические рам­ки поэмы раздвинуты: символические образы сочетаются с са­тирическим обличением, пафос презрения к старому миру — с неясной мечтой о новой России, мечтой, теряющейся в метели.