Белая и красная армии: я думаю, эти понятия знакомы всем школьникам среднего звена из курса истории. Но, к сожалению, история предоставляет нам информацию о событиях, происходящих в начале 20-го века, однобоко. Так, например, я долгое время считала, что красная армия – честные «богатыри», борющиеся за справедливость, а белая армия – зло, которое мешает установиться этой самой справедливости .Но ведь существует и обратная сторона медали, которую я смогла разглядеть благодаря произведениям Михаила Афанасьевича Булгакова.
Ведущей темой произведения «Белая гвардия» стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Булгаков противопоставляет окружающему хаосу стремление сохранить нормальный быт, «кремовые шторы», лампу под абажуром, всегда белую и накрахмаленную скатерть. Семья Турбиных – типичная интеллигентная семья военных, где старший брат Алексей – военный врач, младший брат Николка – юнкер, сестра Елена – замужем за капитаном Тальбергом. Они живут в большой квартире, где есть библиотека, где играют на пианино и, подвыпив, поют запрещенный российский гимн. В этот дом всегда можно прийти. Здесь не очень удивятся неожиданному появлению кузена из Житомира Лариосика и приютят его. Это дружная семья, все любят друг друга и если будет нужно, то пожертвуют всем самым дорогим и святым, лишь бы все были вместе, живы, здоровы и счастливы.
Белое движение погибает, так как у него нет никакой настоящей цели и никакого смысла для существования, но хочется верить, что все герои этого романа действительно станут счастливыми, что их минует участь многих интеллигентов страшных тридцатых, сороковых, пятидесятых годов непростого 20-го века.
В повести «Собачье сердце» описывается столь же нелегкая судьба интеллигенции, представленной в образах профессора Преображенского и его окружения. Профессор так же, как и семья Турбиных, хочет сохранить свой привычный быт: есть в столовой, оперировать в операционной, спать в спальне. Но несносный Швондер, а вместе с ним и результат необдуманного биосоциального эксперимента Преображенского – Шариков никак не могут этого понять. Их цель – отобрать все у всех и разделить поровну, чтобы, будто бы, восстановить справедливость. Но на самом деле они занимаются урыванием куска для себя. И правильно замечает Филипп Филиппович, что разруха царит не в стране, а «разруха в головах».

В романе «Мастер и Маргарита» интеллигенция представлена, на мой взгляд, в образах Мастера и Маргариты. Они заметно отличаются от окружающих их лицемерных, духовно мертвых, «думающих нажраться лучше как» людей. Мастер оказался чуть ли не единственным служителем настоящего искусства. И оказывается, что ему и его возлюбленной нет места на земле, и они достойны если не света, то во всяком случае покоя.
Таким образом, мы видим, что судьба интеллигенции отнюдь не простая. Большевики не хотели понимать того, что все они люди, которым свойственна любовь, переживания, преданность, желание сохранить свой привычный быт, уют в доме.
По-моему, Булгаков хотел показать и то, что развитие интеллектуальное неразрывно связано с развитием духовным, что искусство божественно и приобщение к нему может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру. А ведь если творить добро, то зло навсегда покинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее.