В моей работе я вновь обращаюсь к роману М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита ". В предыдущей работе для исследования был взят образ кота Бегемота, образ перефирийный, но дающий возможность приблизиться к пониманию романа. Меня интересовало, как автор выстраивает образ ( портрет, речевая характеристика ), как эпизодический герой движет сюжет, помогая прочесть основные темы романа. Сейчас для анализа я выбираю центральный образ Маргариту. Почему это центральный образ ? Это связано с тем, что Маргарита в романе открывает те темы, которые позже будут развиты такими героями как Мастер и Иешуа Га-Ноцри. Это темы веры, творчества, любви все то, из чего вырастает истинная жизнь. Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, поэтому в нем прочитываются черты одного из самых близких Булгакову людей Елены Сергеевны Булгаковой. Меня интересует, как этот образ помогает понять авторский замысел, как соотносится с другими героями произведения.

Создавая образ Маргариты, автор использовал портрет, речевую характеристику, описывал поступки героини. Меня заинтересовало, как создана речь Маргариты, как она изменяется, с чем это связано, как помогает понять авторский замысел, ведь речевая характеристика это то, что помогает заглянуть в глубины души героя, а вместе с тем и автора. Образ Маргариты не простой, Поэтому, с моей точки зрения, именно слово Маргариты помогает открывать нам героиню, именно речь Маргариты ведет к пониманию как ее образа, так и других образов и тем в романе. Почему именно речь ? Мне кажется, что речевая характеристика Маргариты все время находится в движении, постоянно изменяется, в зависимости от действия происходящего в романе.

Кроме того, почти никто из известных мне булгаковедов, таких как М. Чудакова, Б.Гаспаров, Б. Соколов, не обращались к речевой характеристике Маргариты.Моя основная задача попытаться понять концепцию романа, ана лизируя изменение речевой характеристики Маргариты. Как же создан образ Маргариты? Что позволяет увидеть в нем речевая харак теристика ?Впервые ее слова нам передает Мастер. В этих словах чувства, такие как напряжение, сосредоточенность. Здесь же воедино соединяются голоса Мастера и Маргариты. Маргарита, во-первых, способна к диалогу, а во-вторых, даже в речи автора отразилось единство чувств Мастера и Маргариты.Но вот исчез Мастер. Речь Маргариты становится отрывистой, исчезает смех, но появляется ощущение утраты, боль. Появившийся внутренний монолог свидетельствует о глубине и о степени интимности переживаний. Здесь же Маргарита говорит и о добре и зле, о лжи и правде. Эти нравственные величины для нее очень значимы. Речь ее уже напоминает молитву и проклятие одновременно, в этом некое предощущение и своей будущей судьбы, в которую войдут и Бог и Дьявол. Появление внутреннего монолога свидетельствует о глубине чувств Маргариты, поясняет, что значит Мастер для нее.




Но вот первая встреча с темными силами. Изменяется речь: появляются паузы, верх берут чувства. В этом изменении речи, ее темпа, направленности своеобразный срез жизни. И появившаяся речь Маргариты в пересказе " правдивого повествователя " говорит о том, что авторское отношение к миру сходно с мироощущением Маргариты. Кроме того, в речи появляется сатанинское начало: хохот, ощущение вседозволенности. Предложения становятся короткими, отрывистыми это отражение волнения и отсутствия гармонии одновременно. Появляется актерское начало. Но даже у этой "ведьмы" сохранились гуманистические ценности, вот поэтому останавливает она разгром в доме критиков, увидя ребенка, и при этом, стремится "смягчить" голос. В этом опять же есть и авторское отношение к реальному и жестокому миру.

Вот встреча с квартирой N 50. Все видим мы глазами Маргариты в этом авторское доверие. Внутренний монолог оформлен как внешняя речь, ведь в этой квартире все ясно. Исчезновение внутреннего монолога, бедность внешней речи во всем этом ощущается предопределенность.

Сцена Бала. Маргарита лишь констатирует увиденное. В этом понимание величия мира и желание понять его, а не изменить. Маргарита уже уподобилась свите, поэтому повторяет за Коровьевым и Бегемотом фразы. На балу же увидим мы и слезы очищения. И здесь Маргарита выражает авторское видение мира.Бал проходит. К Маргарите вновь возвращается актерство, трудно даются воспоминания. Но, вспомнив Мастера, Маргарита меняется. Речь снова становится изорванной, ведь любовь многострадальна. В этом мире, когда уже вернулся Мастер, голоса их звучат только на внешнем уровне, ведь в мире Воланда нет тайн, Сатана знает все.

Оказываясь в подвале на Арбате, Маргарита вновь плачет это еще ра з слезы искупления. Кроме того, она цитирует фразу из романа Мастера, предсказывая судьбу.Мастер и Маргарита в ночь преображения. Голоса их вновь сливаются, звучат в унисон. В этой сцене Маргарита проходит через все этапы своего жизненного пути, все зто отразилось во внешней речи. Есть крик и это общность с нечистой силой, есть шепот и слезы это великая любовь к Мастеру. Именно речь Маргариты сравнивается с тем ручьем, который "струясь", несет вечность и покой.

Речевая характеристика показывает, как изменяется героиня, как изменяется мир, как образ Маргариты связан с другими образами, как автор относится к Маргарите и к миру. Кроме того, речь определяет основные ценности, нравственные идеалы героев романа. Речевая характеристика оказывается тем зеркалом, которое отражает в себе не только внешнее, но и внутреннее состояние героя и мира.

Речевая характеристика несет многое для понимания романа. Ведь она открывает мир, нарисованный автором. Именно Маргарита в своей речи затрагивает темы веры и безверия, жизни и смерти, конечности и бесконечности человеческого бытия, творчества, предательства. Именно Маргарите доверено увидеть Бал Сатаны, принять в нем участие и искупить грехи человеческие, став почти Христом для Мастера. Именно она будет крушить приземленный московский быт. Именно она будет подругой, женой, матерью Мастеру, она спасет его своей любовью, вернет его к жизни, она же подарит покой Фриде. В романе образ Маргариты центральный, ведь она та, которая спасла Мастера; жертвуя собой, сделала возможной встречу " князя тьмы " и Мастера, а затем и то, что Мастеру был дарован покой. Именно любовь Маргариты, ее способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.Таким образом, Маргарита женщина, ведьма стала связующим звеном для трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала возможным разговор всех этих трех миров.Образ Маргариты важен для романа. Об этом свидетельствует и выбор имени героини, ведь Маргарита значит " жемчужина ", ну а кроме того, в героине этой очень четко просматриваются черты самого дорогого для М.А. Булгакова человека в последние годы его жизни Елены Сергеевны Булгаковой. Речевая характеристика помогает понять величие образа Маргариты, вдохновляющей Мастера, открывающей ему дорогу к Иешуа Га-Ноцри. Именно она вносит в роман темы веры и искупления. Роман оказывается духовным завещанием М.А. Булгакова, поэтому так много означает бережное и доброе отношение автора к своей героине. Ведь по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество. По-моему, именно Маргарита, заслуживает "не покоя", а "света", ведь она принесла в жизнь такие драгоценности как любовь и созидание. Доверяя своей героине возможность открыть истинные ценности человеческого бытия, автор не просто говорит о своем отношении к конкретной героине, а скорее предъявляет миру свою концепцию вечных ценностей, свое ощущение бытия.