Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»– произведение весьма своеобразное. Оригинальность композиции и нестандартный сюжет, искрометный юмор и мрачный сарказм, антитеза и гипербола, лиризм и высокий реализм – многие литературные приемы использованы талантливым писателем, они обладают необыкновенной силой воздействия на читателя. С этими приемами мы встречаемся и в 28 главе.

Изображение событий в магазине, похождение двух главных действующих лиц – такова тема эпизода «Последние похождения Коровьева и Бегемота». Но автору необходимо показать не сами события, а их нравственную составляющую, так как именно нравственный уровень человека определяется его способностью к духовному развитию и совершенствованию. Мне кажется, это одна из главных проблем, которую решает автор.

Из предыдущей главы мы узнаем, что в доме на Садовой улице произошел пожар, и люди видели, как из окна пятого этажа вылетели три силуэта.

«Были ли эти силуэты или они только померещились пораженным страхом жильцам злосчастного дома на Садовой, конечно, с точностью сказать нельзя». Так начинается эпизод «Последние похождения Коровьева и Бегемота».

Герои приходят в магазин, устраивают там погром, поджог и исчезают. Таков сюжет данного фрагмента. Он очень прост, но в то же время интересен и захватывает читателя.

Эпизод начинается с завязки – «у дверей Торгсина появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный кот». Они пытаются зайти в магазин, преградивший им путь швейцар говорит, что в Торгсин с котами нельзя. Но кота уже нет. На его месте стоит «толстяк в рваной кепке, смахивающий рожей на кота». Таким образом, Булгаков как бы совмещает реальное и нереальное, действительное и фантастическое в единое целое. Торгсин на Смоленском рынке существует на самом деле, хамство швейцара – тоже неотъемлемый атрибут эпохи, с другой стороны – волшебное превращение кота в человека. Писатель показывает некий абсурдный мир, но это , к сожалению, никого не удивляет.

Далее действия разворачиваются стремительно. Коровьев и Бегемот направляются прямо к стыку гастрономического и кондитерского отделений. Бегемот ест все, начиная с мандаринов и заканчивая селедкой (и то, только потому, что его остановили), этим вызывает ужас у продавцов, и посетителей. Своим поведением герои вносят смуту и беспорядок. Вместо тишины и покоя, царивших в магазине до этого, всюду крики, грубость, ругань.

Старичок из толпы бьет иностранца подносом «по плешивой голове». Толстяк садится в кадку с сельдью и кричит на чисто русском языке: «Убивают! Милиция!».

Ключевым моментом эпизода, его кульминацией, по моему мнению, является поджог Бегемотом магазина. Начинается паника.

«Оба хулигана взлетели вверх под потолок и там будто бы оба лопнули, как воздушные детские шары». Это развязка, которая несет в себе очень важную авторскую мысль: за безнравственность людей всегда ждет расплата.

Композиция эпизода носит кольцевой характер. Коровьев и Бегемот появляются ниоткуда и исчезают никуда. «Но чего не знаем, того не знаем»,- поясняет нам автор.

Особо в этом эпизоде, хочется сказать о речевой характеристике героев. Обилие просторечной лексики сопутствует каждому из героев, будь он главным или второстепенным. Бегемота сопровождает следующая лексика: «прущий в магазин», «сожравши», «выплюнув хвосты»). Да, он такой. И не хочет казаться лучше. Но это честнее, чем выдавать себя за иностранца, чтобы отовариться в валютном магазине.

Казалось бы, «швейцар-миззантроп» произносит всего две реплики, но мастерски, несколькими штрихами рисует Булгаков его характер: «выпучил глаза», «прохрипел раздраженно». Причем слово «раздраженно» автор упоминает дважды. Важно подчеркнуть именно эту черту. К этому можно добавить и прямую авторскую характеристику этого героя - эпитет «крайне недоброжелательный».

Речь Коровьева, обращенная к покупателям, насыщена риторическими вопросами и восклицаниями, что придает ей особую взволнованность и эмоциональность. Она сопровождается жестами и мимикой, сменой интонации. Повторы («бедный человек, «горько», «откуда», «нашему-то») , синонимы («бедный человек» - «горемыка») создают определенную эмоциональную атмосферу, а в сочетании с контрастным рядом однородных членов, показывающих иностранца ( « в парадном сиреневом костюме, от лососины распух, набит валютой») помогают лучше понять внутреннее состояние публики. Она сочувствует «пострадавшему» Бегемоту и проявляет агрессию по отношению к иностранцу.

Наряду с высокими словами («истомлен», «жаждой») «бывший регент» употребляет и просторечные обороты ( «ась»,«цена три копейки», «от лососины распух»,»набит валютой»).

Интересны в его речи обращения: « дорогой мой», «драгоценнейший», «душенька», «милочка», «красавица». Кажется, он расположен к людям, идет к ним с добром. Но на него либо не обращают внимания, либо открыто грубят в ответ.

Булгаков – мастер портрета. Мы не встретим у писателя подробного описания внешности человека. Важную роль играют здесь детали. Швейцар «маленький, костлявый», у него лохматые , «как бы молью изъеденные сивые брови». Иностранец «низенький, квадратный, бритый до синевы, в роговых очках, в новешенькой шляпе, в сиреневом пальто и лайковых рыжих перчатках». «Маленькие» люди , по Булгакову, неподвижные, статичные, они вызывают у автора, да и у читателя неприязнь. Нельзя не заметить и прием цветописи, которым часто пользуется писатель. Неинтересные ему люди всегда серые, незаметные. Этот цвет и его оттенки олицетворяют безрадостность жизни , никчемность, пустоту.

Главные герои эпизода описаны иначе. Большее внимание уделяется их внешнему виду. Коровьев – «длинный гражданин в клетчатом костюме». Бегемот – «толстяк в рваной кепке» с «рожей» кота. Но ведь те люди , которых они хотели еще раз испытать, привыкли встречать «по одежке», это для них главное.

На примере событий в Торгсине писатель показывает огромный мир, который хорошо знал сам, со всей его жестокостью, хамством, лицемерием.

Читая этот небольшой фрагмент из романа, понимаешь, что люди оцениваются М.А.Булгаковым на основе нравственного критерия – критерия добра, честности, бескорыстия, душевной ясности и простоты. У автора нет деления на положительных и отрицательных героев. Но ему более симпатичны те, кто ведет себя естественно, правдиво и честно. И поэтому симпатии читателей на стороне Коровьева и «коварного Бегемота» .

Роман «Мастер и Маргарита» - роман притчевый, философский, в нем сильно метафизическое начало. Но фантастика для М.Булгакова не самоцель. В первую очередь для него важно осмысление картины человеческой жизни, человеческой сущности и соотношение в человеке и мире светлого и темного начала. Все остальное – лишь средства для раскрытия и более полного освещения замысла. Эта мысль получит дальнейшее развитие в следующих эпизодах.