И принимаем вперемежку —
С надменностью встречая их —
То восхищенье, то насмешку
От современников своих.
Г. Иванов

Михаил Афанасьевич Булгаков — художник необыкновен¬но правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко впе¬ред, предчувствуя все несчастья государства, которое склады¬валось на его глазах.
Сатирическая повесть «Собачье сердце»—глубокое фило¬софское произведение, если вдуматься серьезно в его содержание. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Бо¬гу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ла¬скового пса сотворил «двуногое чудовище» без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Поли-графовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вно¬сит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт. Он требует от «папаши» положенной ему жилплощади, предъяв¬ляя документы «жилищного товарищества». Приобретя челове¬ческий облик, Шариков даже понятия не имеет о правилах пове¬дения в обществе. Он во всем копирует своего «наставника и учи¬теля» Швондера. Здесь Булгаков дает волю своей сатире, издева¬ясь над тупостью и высмеивая ограниченность новой власти. «В спальне принимать пищу,— заговорил он немного придушенным голосом,— в смотровой читать, в приемной одеваться, опериро¬вать в комнате прислуги, а в столовой осматривать?! Очень воз¬можно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в ка¬бинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!!! — вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой.— Я буду обедать в столовой, а оперировать в операцион¬ной! — говорил профессор».
Незначительные, никчемные людишки, волей случая полу¬чившие власть, начинают издеваться над серьезными людьми, портят им жизнь.
Так постепенно из объекта сатиры профессор Преображен¬ский становится обличителем царящего вокруг хаоса.