Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Ф. Тютчев

Очень необычным мне кажется рассказ И. А. Бунина «Легкое дыхание». Он действительно легок и прозрачен, словно вся жизнь Оли Мещерской — главной героини рас­сказа, о которой мы с самого начала знаем, что она уже умерла. Не правда ли, странное соседство: смерть и ощу­щение легкости, невесомости?

Оля любила жизнь, принимая ее такой, какая она есть. Да это в общем-то и понятно: у молодой гимназистки радостей и надежд гораздо больше, чем огорчений и разо­чарований. К тому же ей, действительно, повезло: она была хорошенькой, из богатой семьи. И все же Оля выделялась из беспечной и веселой толпы девочек своего возраста. «Она ничего не боялась» и поэтому всегда была открыта, естественна, легка, привлекая к себе внимание окружаю­щих жизнелюбием, блеском ясных глаз, изяществом дви­жений.

Рано развившись физически, превратившись в очаро­вательную девушку, Оля Мещерская интуитивно стреми­лась к наполнению своей души чем-то возвышенным, светлым, но у нее не было ни опыта, ни надежных советчиков, поэтому, верная себе, она все хотела испробо­вать самостоятельно. Не отличаясь ни коварством, ни хитростью, она легкомысленно порхала между кавалера­ми, получая бесконечное удовольствие от осознания соб­ственной женственности. Да, она очень рано почувство­вала себя женщиной, но разве это плохо? Любить и быть любимой, находить счастье и силу во внутреннем ощу­щении принадлежности к слабому полу — разве не нужно многих учить этому специально даже сегодня? Однако, не умея еще вовремя останавливаться в своих экспериментах, Оля слишком рано для еще неокрепшей души познала и физическую сторону любви, что стало для нее самой неприятной неожиданностью: «Я не пони­маю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» Мне кажется, что случившееся было для Ольги первым тяжелым ударом в ее жизни, вызвавшим жес­токую душевную драму. Не умея ничего делать вполсилы, отдаваясь мыслям и чувствам полностью, без остатка, Оля, вероятно, возненавидела себя за неосознанный про­ступок. Ведь нельзя же поверить в случайность того, что она показала страшные страницы дневника влюбленному в нее офицеру, который, потеряв от ревности и оскорблен­ного самолюбия голову, выстрелил в нее?!Олю сравнивает Бунин с легким дыханием, которое «рассеялось в мире», в небе, ветре, то есть в жизни, которой она всегда безраздельно принадлежала. И ка­ким контрастным кажется образ ее классной дамы, «немолодой девушки», чьего имени мы даже не знаем. Она давно жила «какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь». Теперь ее мечтой, предметом ее неотступных дум и чувств стала Оля, чью могилу она посещает так часто.

Два женских образа, таких непохожих, стоят у меня перед глазами после прочтения короткого рассказа: рано развившаяся женщина и седая «немолодая девушка», жизнь и мечта о жизни, половодье чувств и придуманный, иллю­зорный мир собственных ощущений. Легкое дыхание и кислородная маска.