Вершинным произведением Чехова, его «лебединой песней» является комедия «Вишневый сад», законченная в 1903 г. Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения нашла отчетливое выражение в последнем крупном произведении. В «Вишневом саде» сказалась общедемократическая позиция Чехова. В пьесе в критическом плане показан мир дворянско-буржуазный и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни. Чехов откликался на самые злободневные запросы времени.

Идейный пафос пьесы – в отрицании дворянско-поместного строя как изжившего себя. Вместе с тем писатель утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнедеятельность, несет с собой разрушения и власть чистогана.

Чехов видел, что «старое» обречено на увядание, ибо выросло на непрочных, нездоровых корнях. Должен прийти новый, достойный хозяин. И это хозяин появляется в образе купца-предпринимателя Лопахина, к которому и переходит вишневый сад от бывших хозяев, Раневской и Гаева. Символически сад – это вся родина («вся Россия – наш сад»). Поэтому основной темой пьесы является судьба родины, ее будущее. Уходят со сцены старые хозяева ее – дворяне Раневские и Гаевы, приходят на смену капиталисты Лопахины.

Образ Лопахина занимает центральное место в пьесе. Этому образу Чехов придавал особое значение: «…роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то, значит, и пьеса вся провалится». Лопахин – представитель пореформенной России, приобщенный к прогрессивным идеям и стремящийся не только округлить капитал, но и выполнить свою общественную миссию. Он скупает помещичьи усадьбы, чтобы сдавать их в аренду под дачи, и считает, что своей деятельностью приближает лучшую новую жизнь. Этот человек очень энергичен и деловит, умен и предприимчив, он работает «с утра до вечера», бездеятельность для него просто мучительна. Его практические советы, если бы Раневская приняла их, спасли бы имение. Отбирая у Раневской ее любимый вишневый сад, Лопахин сочувствует ей и Гаеву. То есть, ему присущи и душевная тонкость, и изящество наружное и внутренне. Недаром Петя отмечает тонкую душу Лопахина, его тонкие, как у артиста, пальцы.

Лопахин увлечен делом, и искреннее убежден, что быт российский устроен «нескладно», его надо переделать так, чтобы «внуки и правнуки увидели новую жизнь». Он сетует, что вокруг мало честных, порядочных людей. Все эти черты были в чеховскую пору присущи целой прослойке буржуазии. И судьба делает их хозяевами, даже в какой-то мере наследниками ценностей, созданных предыдущими поколениями. Чехов подчеркивает двойственность натуры Лопахиных: прогрессивные взгляды интеллигента-гражданина и опутанность предрассудками, неспособность подняться до защиты национальных интересов. «Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь!» Но вторая часть речи сомнительна: навряд ли Лопахин построит новую жизнь для потомков. Эта созидательная часть не под силу ему, он лишь разрушает то, что создано в прошлом. Не случайно Петя Трофимов сравнивает Лопахина со зверем, который съедает все, что попадается ему на пути. Да и сам Лопахин не считает себя творцом, называет себя «мужик-мужиком». Весьма примечательна и речь этого героя, которая в полной мере раскрывает характер дельца-предпринимателя. Его речь меняется в зависимости от обстоятельств. Находясь в кругу интеллигентных людей, он употребляет варваризмы: аукцион, циркуляция, проект; в общении с простыми людьми в его речи проскальзывают просторечные слова: небось, экий, нужно поубрать.

В пьесе «Вишневый сад» Чехов утверждает, что господство Лопахиных недолговечно, ибо они разрушители красоты. Накопленное веками богатство человечества должно принадлежать людям не денежным, а подлинно культурным, «способным отвечать перед строгим судом истории за собственные деяния».

Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году, на рубеже эпох. В это время автор полон ощущения того, что Россия находится в преддверии огромных перемен.

Как любой человек, Чехов мечтал о будущем, о новой жизни, которая принесет людям что-то светлое, чистое и прекрасное.

Именно этот мотив ожидания лучшей жизни звучит в пьесе «Вишневый сад». Чехов чувствует, что старая жизнь постепенно уходит, а новая — лишь только зарождается.

Каким видел будущее Чехов? О каком будущем он мечтал?

Ответить на эти вопросы помогут герои «Вишневого сада».

Стремление к новой жизни в пьесе воплощается в образах Лопахина, Ани и Пети Трофимова. Именно о них я и буду говорить.

На смену уходящему дворянству (Гаеву и Раневской), чей «вишневый сад» уже отцвел, приходят новые «хозяева» жизни — новые люди в лице купца Лопахина.

Образ Лопахина неоднозначен.

С одной стороны, Лопахин в своих делах руководствуется лишь личными выгодами и соображениями. Его голова забита мыслями о купле и продаже. Он предлагает вырубить вишневый сад, настроить дач, чтобы внуки и правнуки увидели новую жизнь. Он нужен обществу, «как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь...».

С другой стороны, Лопахин — человек труда. Он встает «в пятом часу утра» и «работает с утра до вечера». Лопахин активен, энергичен. Он прилагает все усилия, чтобы спасти вишневый сад от продажи. Ведь именно Лопахин советует Раневской сдать имение в аренду, чтобы не потерять его. Он постоянно дает ей деньги взаймы. У Лопахина «тонкая, нежная душа». Ему присущи и доброта, и мягкость. Именно Лопахину принадлежат слова: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...»

Лопахин чувствует неловкость из-за того, что купил вишневый сад. Он говорит: «О, скорее бы это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».

Лопахин предвещает новую жизнь. Может быть, он и есть тот человек будущего, предприниматель, твердо оценивающий все, что происходит вокруг. Возможно... Но это не тот человек, о котором мечтал Чехов.

Тогда, быть может, Петя Трофимов?

Петя — студент, разночинец, «облезлый барин» и «недотепа», живущий в имении Раневской. Он говорит о новой жизни: «Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!» Эти слова рождены глубоким чувством. Они сказаны восторженно, с пафосом. Трофимов призывает начать новую жизнь, но для этого нужно сначала «искупить... прошлое, покончить с ним...». Эти слова чисты, светлы и искренни. Но это только философствования, нереализованные мечты.

Но в пьесе есть героиня, которую увлекают эти романтические речи Пети. Это Аня, обаятельная, искренняя девушка, способная работать для того, чтобы увидеть будущее, о котором говорил Трофимов. Аня — это образ весны, нового, светлого будущего. Именно она, как мне кажется, воплощает чеховскую мечту о новой жизни. Ее тонкая, лиричная душа способна перевернуть жизнь. Пусть это немного наивно и смешно, но Аня сможет дойти вместе со всем человечеством «к высшей правде, к высшему счастью», у нее хватит сил. И на свете появится новый вишневый сад.

Поэтому хочется вместе с Аней сказать: «Прощай, старая жизнь. Здравствуй, новая жизнь!..»