Находясь на каторге как политический преступник, Федор Михайлович Достоевский размышляет о ходе революционного движения в России и приходит к выводу, что нравственное перерождение человека сможет изменить мир. В романе «Преступление и наказание» Достоевский выражает философские идеи, имеющие большое влияние в обществе, раскрывая внутренний мир, мысли и чувства своих героев.

Родион Раскольников — это молодой человек из обедневшей дворянской семьи, бывший студент юридического факультета. Раскольников очень красивый и гордый человек. Живя в тесной каморке, похожей на гроб, Раскольников наблюдает за жизнью петербургской бедноты. Не только голод и страдания от невозможности предотвратить унижения, которым подвергаются его близкие, толкают Раскольникова к мысли О совершении преступления. Еще будучи студентом он написал статью «Психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления», в которой анализирует психологическое состояние до и после самого поступка как расстройство ума, алогичность действий и безвольность. Именно в ней он впервые затрагивает вопрос о наличии в обществе двух разрядов людей. Одни — законопослушные граждане, принимающие существующие законы как правила жизни, а другие — сильные и целеустремленные люди, создающие эти законы и их же попирающие. Например, Наполеон. Он идет к своей цели по трупам, через преступления.

По-моему, социальная несправедливость, безысходность и духовный тупик рождают абсурдную теорию о «высших» и «низших». Из этой теории вытекают мучительные для Родиона Раскольникова вопросы: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»; «Вошь пи я, как все, Ипи человек?» Раскольников хотел быть одним из тех, кому «все дозволено». По моему мнению, он хотел, чтобы от него хоть кто- нибудь зависел. В конце концов, он желал власти «над всей дрожащей тварью, над всем муравейником».

Я думаю, что Достоевский по ходу действия романа пытается убедить своего героя в беспопезности его бунта, в том, что теория Родиона Раскольникова против бесчеловечности сама носит бесчеловечный характер.

Раскольникову не нужны ни деньги, ни драгоценности. Все это ~ ничто по сравнению с возведением себя в разряд «высших». Но ведь единственным средством для того, чтобы стать таким, для Раскольникова являлось убийство. В последние дни перед преступлением он встречается с трагедиями жизни, которые до конца убеждают его в справедливости «крови по совести». В грязном трактире Раскольников слушает рассказ пьяненького Мармепадова о дочери и ее жертве ради спасения семьи. Еще одна предпосылка к совершению убийства — письмо матери о его сестре Дуне, которая может «повторить» судьбу Сони Мармеладовой. Раскольников с ужасом понимает, что такие истории стали - частью петербургской жизни.

Он вовсе не считает себя преступником. Случайно подслушав разговор студента и офицера, Раскольников решает, что если так же, как и он, думает еще кто-нибудь, то намерение, которое только намечалось в его мозгу, не является преступным. Но, если для студента идея убийства лишь мысль, которая никогда им не осуществится, для Раскольникова она обретает конкретные черты. Спасение нескольких «униженных и оскорбленных» ценою убийства какого-то никчемного человека кажется Раскольникову справедливым актом.

Но разве можно назвать то, что вырисовывается в голове Родиона, благими намерениями? Мне кажется, убийство нельзя оправдать ничем. Для самоутверждения нельзя убивать человека, даже если он никому не приносит пользы и вызывает отвращение.




Вся эта теория направлена не только против людей (существование «высших» и «низших»), но и против Бога. Это отрицание божественного происхождения и воли. Так рождается теория трех судов: суда Божьего, суда людского и суда собственного.

Раскольникову удалось совершить задуманное убийство, переступив через суд Божий и суд людской. Но его трагический «эксперимент» привел совсем к другому результату. По его теории, и его мать, и Дуня, и Соня принадлежат к разряду «низших» людей. И, значит, возможно, что топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы! Герою невыносима мысль о сходстве его теории с теориями Лужина и Свидригайлова. Он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил», — говорит Рассольников после преступления. Таким образом, происходит развенчание теории Раскольникова. Ему помог суд собственной совести.

Состояние Раскольникова характеризуется автором такими словами, как «мрачное» и «подавленное». Раскольников называет свою мечту проклятой и, окончательно решив пойти на преступление, чувствует себя приговоренным к смерти. Совершение преступления и причисление себя к разряду «высших» людей не приносят ему душевного равновесия и уверенности в правильности выбранного способа изменения действительности. Ничто не меняется. И все эти умствования идут вразрез с жизнью. Если бы Раскольников был прав, то его мысли и чувства Достоевский описывал бы не такими мрачными красками. Элементарная человеческая совесть главного героя останавливает его от совершения следующих подобных проступков.

Впоследствии нравственными людьми Раскольников начинает считать не тех, кто ставит себя выше других, а тех, кто, как Соня, среди голода, унижений и грязи физической сохраняет веру в чистоту духовную, отвращение к злу и преступлению.

Достоевский показал в своем произведении, что зло способно разрастаться, как снежный ком. Федор Михайлович был уверен, что только нравственное перевоспитание человека сведет к нулю преступные теории. Он предостерегает читателей от ошибок своего героя. Обостренный психологизм романа, разлагающий чувства и мысли героя на сложное переплетение плохого и хорошего, честность Раскольникова перед собой и людьми, его философские заблуждения и нравственное возрождение показаны писателем с удивительным правдоподобием и тщательностью.

Счастье наступит только тогда, когда люди научатся любить друг друга, утверждается в романе. Размышления и идеи Достоевского о нравственности, как главном мериле поступков и жизни людей близки и необходимы нам, живущим в XXI столетии.