«Преступление и наказание» - это первый роман Достоевского, где показана жизнь и только отдельных представителей города но и массы, толпы. Толпа у Достоевского почти всегда злая. И злая она далеко не от хорошей жизни, а от нищеты, которая покрыла всех жителей низов города.

В романе «Преступление и наказание» широко воссоздана жизнь большого буржуазного города. Это трактиры и распивочные, грязные и вонючие комнатушки в подвалах с мелкими столиками. Это огромные пятиэтажные дома, разбитые на множество комнатушек-клеток, которые сдаются в нём. Вот гостиница, в которой Свидригайлов останавливается на свою последнюю ночь; деревянный дом, похожий на сарай, обшарпанные обои, грязная постель, мыши, тараканы. В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления богатых и бедных. Жизнь города у Достоевского – это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег. Бедняку Достоевского не хватает медных грошей на хлеб и спички. Безденежье толкает бедняков на постоянную зависимость от ростовщиков.

Раскольников, главный герой романа, жил в каморке под самой крышей, второй день ничего не ел и не пил, «был задавлен бедностью». Комната Раскольникова кажется тесной и низкой каютой, и для того, чтобы войти в неё, Разумихину приходится всему сжаться и высвободить щёлку, через которую тот, спотыкаясь, едва пролез. В таком же тяжёлом состоянии находятся и родные Раскольникова.

В захудалом трактире, на окраине Петербурга, Раскольников слушает рассказ Мармеладова, рассказ о семье, доведенной нищетой до крайности, рассказ о том, как чистая и честная девушка идёт на улицу, чтобы спасти семью от голодной смерти. Пожалел ли раскольников этого человека? Он потрясён. Он думает не о Мармеладове, а о людях вообще. «Люди…Ах да, Соня? Какой колодезь, однако, сумели выкопать! И пользуются! И привыкли! Ко всему-то подлец - человек прикрывает!» Что он может сделать для своей сестры, чтобы спасти её от участи Сони? Посвятить её свою будущность, когда окончит университет и место достанет? Как он убережёт их сейчас от ростовщиков, которые деньги дают под залог сторублёвого пенсиона матери? «Через 10 то лет? Да в 10 то лет мать успеет ослепнуть от косынок, а пожалуй и от слёз, от поста исчахнет, а сестра? Ну, подумай-ка, что может быть с сестрой через 10 лет, али в эти 10 лет? Догадался?..». Раскольников не может принять жертвы от своей сестры. По своей натуре он сам добр и отзывчив, сам готов на самопожертвование.



В своё первое посещение Мармеладовых он оставляет на окошке их комнаты последние свои копейки. Но изменило ли это их жизнь?

Деньги в романе всё время соседствуют с голодом и страшной нищетой. Нехватка денег не от праздности, не от безделья. Можно взять частные уроки, но…»за детей медью платят». «Что на копейки сделаешь?» - думает Раскольников.

Город Достоевского – город нищих, пьяниц ищущих на дне посудины минутного забвения от тоски. Нищета рождает преступность.

Преступен не только Раскольников. Преступна Соня, преступившая нравственные законы. Преступна «благоразумная» мать, у которой на плечах муж-инвалид и два маленьких племянника и которая согласна отдать замуж свою 16-летнюю дочь за развратника и убийцу Свидригайлова. 15-летнюю девушку напоили и обманули. Мещанин Афросиньюшка бросился в реку. Жизнь города трагична. Бродя по нему, Раскольников видит это безграничное горе людей.

Падение нравственности и рост преступности составляет основной мотив романа. Писатель вновь и вновь возвращается к нему и делает эти вопросы, которые тревожат его самого, предметом раздумий своих героев. Аморализм и преступность предстают в романе как норма жизни капиталистического общества, где с равным успехом можно стать или жертвой или преступником.