Роман "Преступление и наказа-ние" был задуман Ф.М. Досто-евским на каторге "в тяжелую минуту грусти и саморазложе-ния". Именно там, на каторге, писатель столкнулся с "сильны-ми личностями" ,ставящими се-бя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других - автор и его ге-рой отвечают по-разному. Рас-кольников считает, что возмож-но, так как это "простая арифме-тика". Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка ( ведь Ро-дион убивает Лизавету и её не-родившегося ребёнка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловече-ская теория Родиона Раскольни-кова терпит крах. Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социаль-ным неравенством общества. Не случайно разговор с Мармеладо-вым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги - спасение для обездоленных лю-дей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опроверга-ет эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни. Установление социальной спра-ведливости насильственным пу-тём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляют-ся герои - "двойники" Расколь-никова. "Мы одного поля яго-ды" ,- говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сход-ство. Свидригайлов и Лужин ис-черпали идею отказа от "прин-ципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой пропове-дует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себя-любивые рассуждения Лужина Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча про-поведовали, и выйдет, что лю-дей можно резать". Раскольников считает, что пре-ступать закон могут только "на-стоящие люди" , так как они действуют на благо человечест-ву. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо. Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргу-менты, что преступлению про-тивится человеческая натура. К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя впра-ве уничтожать "ненужных" лю-дей для блага униженных и ос-корблённых? Он сам поднима-ется над людьми, становясь че-ловеком "необыкновенным". Поэтому Раскольников делит людей на "избранных" и "тварей дрожащих". И Достоевский, снимая с наполеоновского пье-дестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей вол-нует Раскольникова, а его зани-мает вопрос: "... вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею..." Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста. Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя хри-стианские принципы, Достоев-ский вводит в роман образ Сони. Писатель видит "величайшее счастье" в уничтожении своего "я" , в безраздельном служении людям - эту "правду" Ф.М. во-плотил в Соне. Противопостав-ляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Рас-кольникова с христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки. Всепрощающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона "страдание принять" . Он признаётся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым преступ-лением. "Их воскресила лю-бовь..." Разрушив "стройную" теорию Р-ва, его "простую арифметику" , Достоевский предостерёг чело-вечество от опасности револю-ционных бунтов, провозгласил идею ценности любой человече-ской личности. Писатель считал, что "есть один закон - закон нравственный".