Кризис социальный и политический, переживаемый Россией в 60-е годы XIX века, отразился в своеобразной философии нового поколения, которую принято называть нигилистической. Она не являлась учением в строгом смысле - четким и последовательным. Это был, скорее, свод правил, носящих чисто эмоциональный характер. Он основывался на убеждении, что все, чем жило человечество до последнего времени, устарело, лишилось жизненных соков, пришло в полный упадок. Разумеется, подобные настроения не появляются из вакуума - все в жизни русского общества той эпохи наводило на весьма грустные размышления.
Русская художественная и философская мысль напряженно анализировала происходящее, осознавала истоки кризиса, искала выход. Лермонтов и Гоголь, первыми ощутившие дыхание близящейся трагедии, создали бессмертные образы, запечатлевшие духовную ущербность, нравственную несостоятельность "нашего времени". Однако их надежды связывались не с нигилистическим отрицанием всех святынь, но с возвращением к истинным ценностям. Ибо нигилизм есть уловка сознания, неспособного критически и позитивно оценить ситуацию. Социальный нигилизм формирует не только мировоззрение молодого человека, но и его судьбу диссидента-отщепенца. Этический нигилизм формирует новую систему ценностей, которая вступает в борьбу с прежней, но всегда оказывается ложной, потому что нравственность носит вневременной характер.
В России XIX - начала XX веков "люди премудрые" в погоне за осуществлением утопических идей пытались предложить человечеству не только новый, лучший социальный строй, но и особые принципы человеческих отношений. 60-е годы в этом плане были особо плодотворны. Некрасов строил свою систему, где главенствующая роль отводилась жертвенной личности, готовой пойти на плаху ради счастья других: "Иди и гибни безупречно.

..
Общая нестабильность, неудачи политики внешней и внутренней, постоянно назревающий социальный взрыв - все это сказывалось прежде всего на молодых умах, которые дышали той атмосферой, формировались ею.
Художники, описывающие современную жизнь, обращались так или иначе к проблеме нового поколения, которое, вступая в жизнь, сначала рефлектировало опыт своих "отцов" и, не удовлетворившись ни их деятельностью, ни их советами, начинало свою череду ошибок и заблуждений. "...стерлись определения и границы добра и зла... Разложение..." - запишет в "Дневнике писателя" Ф.М. Достоевский. Ф.И. Тютчев в стихотворении "Наш век" скажет:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как не скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня! - Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..
(1851)
Уже известный читателю нигилист Базаров, опираясь на естественнонаучные знания, отрицал красоту, любовь, дружбу, поэзию: считал это все предрассудком. Пытаясь найти в жизни объяснение всему, он не признавал чувственной природы человеческой жизни. И только через любовь, которая дает ему познать себя и мир, он приходит к тому, что Тургенев считал истинным бытием человека: к жизни сердца и духа - свободной и искренней.
Композиционно образ нигилиста Раскольникова построен по той же схеме. Автор дает герою "испытательную" идею, которая, овладевая им, разрушает его личность. И только в общении с Соней Мармеладовой, избравшей принципиально иной путь, Раскольников очищается от своей жестокой страсти и в самом финале готов к началу новой жизни.

Тургенев даст Базарову возможность через мучительное самопознание очистить душу от губительной идеи. Раскольниковская ситуация схожа, но в психологическом и идеологическом романе, которым является "преступление и наказание", идея исследована подробнее, многопланово - изнутри.
Базаров склоняется к нигилизму, не зная себя, не разобравшись в своем внутреннем мире. Это сильная личность, избравшая наступательную позицию в жизни. В его варианте нигилизм почти симпатичен, привлекателен: обаяние личности героя действует как магнит.
Для того чтобы понять и отторгнуть нигилизм Раскольникова, необходимо представить последствия созданной им теории.
Если для тургеневского героя нигилизм в определенный момент жизни - позиция, приносящая ему постоянное и несомненное удовольствие, то Раскольников полон страшных противоречивых сомнений. Его действия и главный поступок - убийство ("проба") - скорее лишь "попытка" нигилизма. У него нет уверенности ни в чем. Своим страшным "предприятием" (ведь он пытается убедить себя, что задуманное им - не преступление) он хочет проверить себя, свои возможности и уж тогда - свое право на нигилизм.
Всеобщее отрицание Базарова меркнет рядом с раскольниковским. И прежде всего потому, что один режет лягушек в научных целях, другой режет людей, чтобы узнать, тот ли он великий человек, который впоследствии принесет им счастье. Базаров - человек "не из числа обыкновенных", Раскольников, по мнению его товарища Разумихина, "страшно высоко себя ценит, и не без основания на то". Базаров готовит себя к некой деятельности, которая его прославит и о характере которой мы можем только догадываться, и лишь в письмах автора ставятся точки над i: "нигилист - читай: революционер"! Раскольников тоже хочет переделать мир по своему усмотрению, если проба покажет, что у него есть такое право.
И в том и в другом случае перед нами революционное сознание, отправной точкой, истоком которого является нигилизм.