Понимаете ли вы, милостивый

сударь, что значит, когда уже

некуда больше идти?!

Ф. М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году, когда порефор­менная Россия упорно искала новые пути развития. Общество переживало кризис. Достоевский всегда рассматривал свои романы как художественный отклик на темы современности. Усугубление социального неравенства, распад семьи, рост преступ­ности широко обсуждались на страницах газет и журналов.

Социальные корни преступления Раскольникова кроются в условиях его жиз­ни. Достоевский рисует картину одного из районов Петербурга, на фоне которого разворачивается действие романа. Это торговый центр города — Сенная площадь. Прилегающие к ней улицы описаны поразительно точно. До сих пор сохранились многие дома, где происходило действие романа («дом Раскольникова», «дом Але­ны Ивановны»). С той же точностью показана вся реальная атмосфера жизни горо­да начала 60-х годов XIX века. Этот район был заселен преимущественно торговца­ми, ремесленниками, ростовщиками и беднотой. Вокруг было множество кабаков, трактиров, гостиниц, лавок. Достоевский показывает нам душное и пыльное пе­тербургское лето. Пользуясь погодой, домовладельцы подновляют фасады и ремон­тируют квартиры. В воздухе носится побелка и запах краски. Духота гонит людей на улицы, где испарения зловонных рек отравляют воздух.

Вот в такой атмосфере и обдумывает свое преступление герой романа. Он лежит в своей комнатке, похожей на гроб, мечтая изменить мир так, чтобы в нем не было зла и унижений. У него нет средств, чтобы продолжить учебу в университете. Мать получает маленькую пенсию, часть которой высылает сыну в Петербург. Сестра Раскольникова была гувернанткой у детей помещика Свидригайлова, где подвер­галась унизительным домогательствам со стороны хозяина. Чтобы помочь матери и брату, она готова выйти замуж за нелюбимого Лужина. И с этим Родион Рас­кольников не может смириться. Он готов совершить преступление, чтобы доказать свое право изменить мир.

Желание «сделать пробу» гонит его на улицу. Из распивочных, «которых в этой части города особенно множество», несет вонью, повсюду попадаются пьяные. Сам Раскольников одет в ужасающие лохмотья, но, замечает автор, «квартал был та­ков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить».

Побывав у Алены Ивановны и заложив часы за сущие гроши, Раскольников заходит в трактир, где встречается с Мармеладовым и выслушивает его историю. Бывший чиновник, уволенный со службы за пьянство, Мармеладов не может про­кормить больную жену и детей. Старшая дочь, Соня, устав от упреков мачехи, идет на панель, чтобы прокормить младших детей. В доме полная нищета. Раскольни­ков кладет на подоконник жалкие медяки, прекрасно понимая, что ничем не мо­жет помочь этой несчастной семье. Как и пьяной девочке на бульваре, которую ждет судьба Сони Мармеладовой. Достоевский показывает нам страшную смерть пьяно­го Мармеладова, раздавленного лошадьми, помешательство Катерины Ивановны, танцующей с детьми на улицах на потеху уличным зевакам. Мы видим, как она умирает от чахотки в доме у Сони. Это — мир жертв буржуазного города, который калечит и разобщает людей.

Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бед­няка, которому нечем заплатить за квартиру, мучения детей, вырастающих в гряз­ном углу рядом с пьяным отцом и смертельно больной матерью, трагедию чистой девушки, вынужденной продавать себя. Он показал, что будничная жизнь большо­го города не только рождает материальную нищету и бесправие, но и вызывает к жизни отчаянные и мучительные идеи, подобные той, что толкнула Раскольникова на убийство. Интерес Достоевского к этой сложной и фантастической стороне жизни позволил ему соединить в «Преступлении и наказании» скупые и точные картины жизни с глубоким ощущением социального трагизма, с проник­новением в философию каждого персонажа. Автор вскрывает перед нами язвы че­ловеческой души, причины которых — нищета, отчаяние и бесправие.