Внутренний мир и судьба героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — Родиона Раскольникова — явились отражением самых острых конфликтов, присущих жизни русского общества 60-х годов XIX века. Именно эти конфликты обусловили трагическое мировосприятие героя, раздвоенность его сознания, раскол с самим собой, столкновение в его душе добра и зла, любви и ненависти. Раскольников предстает перед нами гордым, мыслящим, талантливым, самолюбивым человеком, который глубоко переживает социальную несправедливость, испытывает боль за других людей. Автор последовательно раскрывает картины унижения человека бедностью, равнодушием, поругания его чести и достоинства. Все это вызывает гнев и озлобление в душе героя, ненависть к подлому устройству мира, ввергает его в раздумья и сомнения, заставляет искать выход. Сострадание или бунт, протест против зла — вот основная проблема в жизни Раскольникова. К сожалению, выход из сложившейся ситуации он видит лишь в анархическом бунте.

Сталкиваясь на своем пути со страшным миром бездушных и самодовольных стяжателей, эгоистов, циников и с их беззащитными жертвами, Родион постепенно обдумывает и формулирует свою идею. В начале это лишь разрозненные суждения, раздумья о предрассудках и страхе людей перед «собственным новым словом», которое со временем перерастает в его «странную мысль». В конечном итоге, отдельные наблюдения и заключения выстраиваются в стройную систему, обретая очертания целой философии. Родион приходит к выводу, что в мире существуют два разряда людей: те, кто покорно и привычно подчиняются установленному порядку, и те, которые могут нарушать общепринятые нормы, не останавливаясь даже перед преступлением. Именно ко второй группе относится кумир Раскольникова — не знающий сомнений «властелин». И герой склонен самого себя считать «кандидатом в Наполеоны». Однако ему нужно убедиться в этом, проверить правильность своей идеи. И свое преступление — убийство старухи-процентщицы — он рассматривает именно как «пробу», стремясь узнать, сможет ли он преступить нравственный закон, позволено ли ему безнаказанно пролить кровь. И он находит себе оправдание: его преступление служит благородной цели — помочь десяткам, сотням обездоленных бедняков: «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен...».

Преступление Раскольникова является следствием его идеи, которая возникла в его смятенном сознании под влиянием внешних жизненных обстоятельств. Он становится свидетелем безысходности и отчаяния Мармеладова, слышит его рассказ о трагической судьбе Сони, которая ради спасения близких вынуждена продавать себя, видит мучения маленьких детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью. Он узнает о позоре своей сестры, готовой пожертвовать собой, став женой дельца Лужина. Перед ним остро встает вопрос «что делать?» Ему во что бы то ни стало нужно найти выход из того социального тупика, в который он попал, необходимо предпринять какие-то действия.

Автор показывает, как «идея» Раскольникова постепенно становится его страстью. Она — настоящий идол его жизни, ею он живет, ради нее совершает свой страшный «эксперимент». Однако ложная идея не может служить основой по-настоящему значительной и цельной личности. Именно поэтому наступает внутренний раскол в душе героя. Эта «идея» порабощает его сознание, мешая ему отличить явь от бреда. Она разрушает все внутренние устои в его душе: прежде чем пролить кровь старухи-процентщицы, он не раз пролил ее мысленно. Таким образом, разрушение его души наступило намного раньше совершенного преступления. Взбунтовавшись против мирового порядка, герой отвергает веру в «божий промысел», а вместе с ним и совесть как предрассудок, «напущенный страх». По его мнению, для человека «необыкновенного» не существует нравственных преград, устоев. Они священны только для людей второго сорта, призванных быть покорными и терпеть.

Совершив задуманное, Раскольников не находит удовлетворения. Он вовсе не освобожден от терзаний рассудка и души. Он постепенно отстраняется от людей, от жизни, загоняя самого себя в тупик, из которого для него уже нет выхода. Протестуя против основ буржуазного общества, герой принимает философию этого общества. Его идеи, его теории порождены тем же буржуазным миром, против которого он восстает. Следовательно бунт его оказывается бесплодным и бесперспективным. Так терпят крушение все логические построения Родиона. Он не принял в расчет сопротивление человеческой натуры. И за это жестоко наказан. Но наказание для героя наступает даже не после преступления, а значительно раньше. Оно начинается еще с момента зарождения «безобразной мечты» и состоит в постоянной нравственной тревоге, в мучениях совести.

На примере Родиона Раскольникова Достоевский всесторонне показал губительное воздействие ложной, буржуазно-индивидуалистической идеи на сознание человека. Так общечеловеческая проблема, возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение, закономерно приведя к преступлению. Таким образом, «идея» оказалась таким же важным фактором формирования характера человека, как и привычная «среда».

В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек — это тайна, в особенности русский человек. «Русские люди вообще широкие люди... широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фанатическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особой гениальности», — говорит Свидригайлов. В словах Аркадия Ивановича заключается ключ к постижению характера Раскольникова. Сама фамилия героя указывает на двойственность, внутреннюю неоднозначность образа. А

теперь послушаем характеристику, которую дает Родиону Романовичу Разумихин: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время... мнителен и ипохондрик... Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера, поочередно сменяются... ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то».

Мучительная внутренняя борьба ни на минуту не утихает в Раскольникове. Родиона Романовича мучает не примитивный вопрос — убивать или не убивать, а всеохватная проблема: «Подлец ли человек, весь вообще род, то есть человеческий». Рассказ Мармеладова о великости Сониной жертвы, письмо матери о судьбе Дунечки, сон о Савраске — все это вливается в общий поток сознания героя.

Основные положения своей бесчеловечной теории герой излагает в исповедях перед Соней, в разговорах с Порфирием Петровичем, а до этого, намеками — в газетной статье. Родион Романович комментирует: «...необыкновенный человек имеет право... разрешить своей совести перешагнуть... через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной для всего человечества) того потребует... Люди, по закону природы, разделяются, вообще, на два разряда: на низший (обыкновенных)... и собственно на людей...» Раскольников, как мы видим, обосновывает свою идею ссылкой на благо всего человечества, исчисленное арифметически. Но может ли счастье всего человечества основываться на крови, на преступлении? Впрочем, рассуждения героя, мечтающего о «свободе и власти... над всей дрожащей тварью», не лишены и эгоизма. «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил», — признается Раскольников. «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» — с ужасом говорит Соня. Нравственные и психологические последствия преступления прямо противоположны тем, которых ожидал Раскольников. Распадаются элементарные человеческие связи. Герой признается самому себе: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить...» Одновременно Родион Романович решительно переоценивает масштабы собственной личности: «Старушонка вздор!.. Старуха была только болезнь... Я переступить поскорее хотел... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Эх, эстетически я вошь, и больше ничего!» Заметим, что Раскольников не отказывается от теории вообще, он лишь себе отказывает в праве на убийство, лишь себя выводит из разряда «необыкновенных людей».

Индивидуалистическая теория — источник постоянных страданий героя, источник незатухающей внутренней борьбы. Последовательного логического опровержения «идеи-чувства» Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд уязвимых мест: как разграничить обыкновенных и необыкновенных людей; что будет, если все возомнят себя Наполеонами?

Несостоятельность теории обнаруживается и в соприкосновении с «реальной действительностью». Будущее нельзя арифметически прогнозировать.





Та самая «арифметика», о которой говорил в трактире незнакомый студент, терпит полный крах. Во сне Раскольникова об убийстве старухи удары топора не достигают цели. «Он... тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная... Старушонка сидела и смеялась...» Бессилие Раскольникова, не подвластность окружающего его воле выражается сложной образной символикой. Мир далеко еще не разгадан, он и не может быть разгадан, привычные причинно-следственные связи отсутствуют. «Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окно». «Это от месяца такая тишина, — подумал Раскольников, — он, верно, теперь загадку загадывает». Таким образом, теория не опровергается, а как бы вытесняется из сознания и подсознания героя. Суть духовного воскресения Раскольникова заключается в обретении через страдания «живой жизни», любви, веры в Бога. Острожный сон о моровой язве знаменует собою выход из тьмы лабиринта. Уменьшается пропасть между героем и простыми каторжанами, расширяются

горизонты личности героя.

Подведем некоторые итоги. Внутренний трагизм Раскольникова связан с отъединением героя от людей и с созданием бесчеловечной теории «крови по совести». В своих поступках человек свободен и независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в Родионе Романовиче одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве «перешагнуть через иные препятствия», чтобы «Наполеоном стать». В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. Евангельская притча о воскрешении Лазаря причудливо преломляется в судьбах Сони и
Раскольникова. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные
источники жизни сердца другого». В эпилоге писатель оставляет героев на пороге новой,
неведомой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива бесконечного
духовного развития. В этом проявляется вера писателя-гуманиста в человека — даже в
убийцу! — вера в то, что человечество главного своего слова еще не сказало. Все
впереди!

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.

Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова?

Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа — Разумихин, Соня, Дуня — любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться?
Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория толкнула на преступление.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, «все дозволено». «Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, «перешагнули через кровь».

Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга «трихнинов». Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится надушу Раскольникова. Теория «сильного человека» не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для «жизни по совести», искупить свой грех «подвигом братолюбивого общения».

Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой.

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношении к Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.