Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского явился итогом мучительных раздумий писателя о противоборстве двух начал, доброго и злого, свойственных природе каждого человека. В своем произведении Достоевский скрупулезно анализирует духовный мир главного героя романа, Родиона Раскольникова, и те побудительные мотивы, как внешние, очевидные, так и скрытые, глубинные, которые привели его к злодеянию. Адекватно оценить личность героя, проникнуть в тайники его души читателю помогают психологические двойники Раскольникова. Находясь в крайней нужде, мучительно переживая бедственное положение матери и сестры, жертвующих собой ради него, нравственно страдая за всех «униженных и оскорбленных», Раскольников вынашивает в своей голове план преступления, под которое подводит теоретическое обоснование.

По теории Раскольникова, все люди от рождения делятся на два разряда: «на низших (обыкновенных), так сказать, на материал... и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». При этом «необыкновенные» люди ради какой-то высокой дели не только могут, но и должны переступить через жизни одного, десяти или ста человек «обыкновенных», которые «обязаны быть послушными, потому что это их назначение». Не замечая всей губительности и жестокости своей теории, Раскольников хочет проверить на деле, к какой категории относится он сам. «Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?» - вот вопросы, мучительно терзающие его душу. Будучи человеком гордым, ощущая свою интеллектуальную неординарность, Раскольников не желает относить себя к «материалу», служащему «единственно для зарождения себе подобных», поэтому он, якобы для блага всех нищих и обездоленных, разрешает себе совершить «справедливое убийство» старухи-процентщицы, называя ее «гадкой, зловредной вошью».

Теория Раскольникова не оригинальна - сходные мысли тогда «витали в воздухе» и приходили в голову многим разочаровавшимся молодым людям. Незнакомый студент, разговор которого с молодым офицером случайно подслушал Раскольников в трактире, горячо доказывал своему собеседнику, что «одно крошечное преступленьице» с лихвой оправдается «тысячами добрых дел». Этот студент - духовный двойник Раскольникова. Более того, он своими высказываниями дал дополнительный импульс идее убийства «глупой и злой старушонки».

Порфирий Петрович, ведущий дело об убийстве, легко вычисляет Раскольникова, главным образом основываясь на психологическом анализе преступления. Помогает ему в расследовании тот факт, что в молодости он сам переболел «бонапартизмом». «Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую», - признается он подозреваемому. Пережив в прошлом сходные ощущения, осознав губительность аналогичных идей, возвысившись над ними, Порфирий Петрович говорит: «Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния...» Он называет Раскольникова «наиблагороднейшим человеком», а в преступлении его видит «книжные мечты», «теоретически раздраженное сердце».

Одним из психологических двойников Раскольникова в романе является также расчетливый делец Лужин. У него тоже имеется своя жизненная теория - «теория целого кафтана». Лужин убежден, что благосостояние общества держится на устроенных частных делах и «целых кафтанах». Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Ради собственных интересов, считает Лужин, можно переступить через любые преграды, например, совершить подлог или оклеветать невинного. Как и Раскольников, Лужин желает считать себя человеком высшего разряда, которому многое дозволено. Но если для Раскольникова преступление -способ добывания средств, необходимых для служения человечеству, то мотивы Лужина гораздо приземленные и пошлее: им движет исключительно корысть. Образ Лужина в романе интеллектуально снижает идею Раскольникова.

Еще более сложен другой духовный двойник Раскольникова - Аркадий Иванович Свидригайлов, человек глубоко порочный и безнравственный. Не без основания он говорит Раскольникову: «Мы с вами одного поля ягоды», - ведь на его совести лежит целый ряд злодеяний. Он виноват в смерти своего лакея и пятнадцатилетней глухонемой девочки, он отравил свою жену и благодетельницу Марфу Петровну, он домогался Дуни, не гнушаясь никакими средствами. Недаром подслушанная им исповедь Раскольникова не удивила и не возмутила его. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в нем никакой трагедии. Более того, он признает и его теорию, считая, что «единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Но «хорошая» цель Свидригайлова - сладострастие. Ради своих гнусных, похотливых стремлений он ни перед чем не останавливается.

Свидригайлов не раскаивается в совершенных злодеяниях, его не угнетают муки совести, но он сам становится жертвой собственных преступлений, они приводят его к неизбежному психологическому тупику, из которого он видит один выход - самоубийство.

Но почему же Раскольников, оказавшийся в сходной ситуации, не пошел по этому пути? Его уберегла от непоправимого шага любовь к нему
близких людей: матери, сестры, Разумихина, а больше всего - Сони.

Сонечка Мармеладова - самый светлый духовный двойник Раскольникова. Она тоже, по нормам общественной морали, преступница. Но «пойти по желтому билету» девушку вынудили жестокие обстоятельства. Жертвуя собой, Соня спасала от голодной смерти пьяницу-отца, чахоточную мачеху и ее малолетних детей. Но этими гуманными целями Соня не пытается оправдаться, она испытывает чувство вины, сознает собственную греховность. Именно ей признается Раскольников в содеянном. Соня пытается понять и простить этого человека, страдает вместе с ним, но не может принять его губительную теорию. Соня призывает Раскольникова к покаянию, она убеждена, что только искреннее раскаяние может очистить душу, возродить ее к новой жизни.

Анализируя образы двойников Раскольникова, можно заметить, что каждый из них несет определенную смысловую нагрузку. В совокупности же они служат всесторонней оценке личности героя и помогают осмыслению одной из основных идей романа, что никакие, даже самые благородные, цели не могут служить оправданием безнравственных, преступных средств.


Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что на душе у меня так же нехорошо, как и у героев романа. Проблемы, поднятые писателем, очень современны. Сейчас, как и во времена Достоевского, человек заброшен и одинок в мире людей. По-прежнему царит равнодушное отношение людей друг к другу. Атмосфера безысходности, окружающая моих современников, как и тогда способна зародить и зарождает любые, самые преступные идеи, теории.
Значимость романа Ф. М. Достоевского я увидел в том, что он убеждает нас, своих читателей, в невозможности построить жизнь по каким-то теориям, пусть даже очень внушительным.

Достоевский раскрыл в романе опасность любой теории в овладении умами: человек превращается в фанатика идеи и начинает действовать вопреки своей человеческой природе. И тогда не идея становится орудием человека, а он сам становится кровавым орудием в руках своей идеи.
Как безобразно и отвратительно выглядит в жизни все то, что так складно выстраивалось в уме и на бумаге! Достоевский показывает нам и главному герою романа Родиону Раскольникову, каково практическое воплощение этой идеи на примере психологических «двойников» героя. Таковыми в романе являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов, студент в трактире, в какой-то мере Соня Мармеладова и Дуня Раскольникова.
Достоевский поочередно сталкивает Раскольникова с ънЦщ, доказывая антигуманность, античеловечность теории, делящей всех людей на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих».

Писатель на примере Лужина показывает, что происходит, если такая «теория» попадает в руки настоящего эгоиста, человека, лишенного чести и совести. Она становится обоснованным оправданием и прикрытием собственной подлости.

Лужин — приверженец «экономической правды». Он отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот». Он считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспеянии». В расчетах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворен «единичной» и ничего не решающей помощью. Оба они «разумно» находят жертву для достижения своих целей, теоретически обосновывая свой выбор так: никчемная старуха, как считает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно - рано или поздно украдет.

Лужин так же, как и Раскольников, оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони. Он очищает «арифметику» Раскольникова от «деятельного сострадания».

Двойник Лебезятников - «прогрессист». Он выступает против таких предрассудков, как «целомудрие и женская стыдливость», взывает к созданию коммун, ратует за уничтожение брачных уз. Лебезятников видит смысл демократического движения в том, чтобы «огреть протестом» русскую жизнь: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!»

Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в поток бессмысленных и пошлых отрицаний.
Карикатурной тенью этот двойник «пристраивается» к главному герою, желающему «взять просто-напросто все за хвост и стряхнуть к черту». Культ протеста, принимающий у этого двойника форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.

Свидригайлов не случайно появляется после двух своих предшественников, которые в силу своей ничтожности не смогли уничтожить ядро идеи Раскольникова. Для этого нужна была личность незаурядная, «выламывающаяся» из ряда людей «обыкновенных» («Свидригайлов -загадка», - думает о нем Раскольников). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение.

«Арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу.

Свидригайлов — это тот избранный, который «переступил», и «переступил» не единожды, и без нравственных мучений (казалось бы, вот он идеал Раскольникова!). Но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова - это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя. Таким образом мы видим, что, вводя явных и неявных двойников Раскольникова, автор развенчивает бесчеловечную теорию Раскольникова, показывая, как она может подействовать на людей. Достоевский показывает путь духовного возрождения человека, и метод двойников помогает ему.