Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя — поле безбрежное —

Дышит, запахом меда и роз.

С. Есенин

С тех пор, как я познакомилась с творчеством С. Есе­нина, он на долгие годы стал моим любимым поэтом. Читаешь задушевные, доверительные, глубоко личные сти­хотворения Есенина, и кажется, что он обращается в них к своему единственному другу. И этим единственным дру­гом оказывается каждый, кто возьмет в руки томик сти­хов поэта и останется наедине с ним.
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?

Когда читаешь есенинские стихи и поэмы, чувствуешь: с тобой говорит человек открытого и нежного сердца. Он поверяет тебе самое сокровенное, самое заветное. Все, что он пережил и перечувствовал, — и хорошее и плохое — на виду. И ты в ответ на эту откровенность проникаешься к нему доверием, восхищаешься широтой его души и с интересом следишь, как под влиянием времени и проис­ходящих событий меняется его внутренний мир.
Я все такой же.
Сердцем я все такой же.
Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.
Стеля стихов злаченые рогожи,
Мне хочется вам нежное сказать.

Многое сумело вместить в себя огромное чуткое сердце С. Есенина, но самое значительное место в нем занимает чувство Родины. О чем бы поэт ни размышлял, где бы ни находился, в какие бы глубины бытия ни проникал его «напоенный сердцем взгляд», перед ним всегда стоял «ми­лый край» — Россия. Именно для нее он приберегал са­мые красочные эпитеты, самые задушевные интонации.
Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Жизненный путь Есенина берет свое начало в лугах, озерах и полесьях Рязанщины. Талант его рожден ощу­щением прозрачной синевы вечернего неба, желтизны по­лей, алых красок закатов, хвойной позолотой леса, грустной деревенской песней. Поэтому образ Родины в творче­стве Есенина прежде всего несет черты Руси сельской, де­ревенской.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

Есенин трагически переживал коллизии преобразова­ния русской деревни после революции, хотя сам октябрь­ский переворот сперва воспринял очень восторженно. Он ощущает себя последним поэтом соломенной Руси, и это доставляет ему страдания и за патриархальную, не трону­тую веками деревню, и за себя, ее певца. Но со временем Есенин понял, что без обновления, которое нес деревне чуж­дый поэту город, деревня обречена на гибель, поскольку у нее нет будущего. В индустриальном преобразовании села Есенин сумел увидеть будущее могущество, возрождение Родины.
Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Чувства поэта стихийны, как и любимая им природа родного края. Бескомпромиссность и максимализм, безог­лядность и удаль — источники лирической энергии Есе­нина. Ведь у него если счастье, то «оголтелое», если тоска, то «разгульная», чувства — «буйные», пыл — «бешеный», сердце — «сумасшедшее».
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.

Драматизм и человечность переживаний поэта, связан­ные с его попытками разобраться в себе и в суровых, не­однозначных событиях сложного переломного времени, в котором ему довелось жить, до сих пор не потеряли и еще долго не утратят своей волнующей силы. Сквозь грусть в его стихах просвечивает такое трепетное жизнелюбие, что оно не может не трогать и наши сердца. Философия и психология человеческой души тесно переплелись в твор­честве С. Есенина, и это делает его стихотворения понят­ными даже людям других стран, национальностей, вероис­поведаний.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.


До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.