Простакова — грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в её власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прошение у того, кто сильнее её (сцепа с Правдиным в конце комедии). Простакова невежественна. Она враждебно относится к просвещению: с её точки зрения, образование излишне. «Без наук люди живут и жили,— говорит она. Только подчиняясь необходимости, желая «вывести в люди Митрофана, она нанимает ему учителей, но сама же мешает его учению. В отношениях к людям она руководствуется только грубым расчётов, личной выгодой. Таково, например, её отношение к Стародуму и Софье. Ради личной выгоды она способна пойти даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать её замуж за Митрофана).

У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства. Убеждённая, закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать всё, что ей угодно. Как бы ни надрывались на работе её дворовые и крестьяне, они не могут угодить своей свирепой владелице. Болезнь крепостной приводит её в ярость. «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!.. Бредит, бестия! Как будто благородная! Даже преданную ей Еремеевну. няньку Антрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой, «собачьей дочерью» и «скверной харей».

Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них всё, что только могла. «С тех пор, как всё,— сокрушённо жалуется она брату,— что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Простакова деспотична и груба не только в отношении к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им, как хочет. Учителям Митрофана. Кутейкину и Цыфиркину по году не платит жалованья.

Лишь к своему сыну Мптрофану Простакова относится иначе. Она любит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание её жизни. «Одна моя забота, одна моя отрада Митрофанушка».— говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щепку. Поэтом её слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда. Характер Простаковой, степень её умственного развития, положение полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям — всё это выразительно и ярко отражается в её речи.

Так, Тришку она называет «мошенником, вором, скотом, воровской харей, болваном», Еремеевну — «бестией». Её пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: «Сам ты мешковат, умная голова», и в грубых окриках: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь разнеся уши». Она называет мужа «уродом», «рохлей». Но речь её становится иной в обращениях

к сыну: «Митрофанушка, друг мои; друг мои сердечный; сынок» и др.

Образ Простаковой, живо и правдиво нарисованный, приобретает ещё большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился её характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в её душу ничего хорошего. Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права — её положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «госпожу бесчеловечную».