Была на то воля промысла, чтобы непо-стижимая слепота пала на глаза многих. Будь то не мёртвые души, а живые души. Нет дру-гой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезай иначе, есть тот и разбойник.
Н. В. Гоголь Для раскрытия данной темы я решил воспользоваться произведением “Мёртвые души” моего любимого писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя.
Он родился двадцатого марта 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье небогатого украинского помещика. И в последствии стал великим автором в истории русской литературы.
Судьба Гоголя как писателя неразрывно связана с поэмой “Мёртвые души”, которая была задумана как произведение в трёх томах и осталась незавершённой: вышел в свет только первый том, и после смерти Гоголя были найдены черновые наброски второго. Это в значительной мере затрудняет понимание книги.
Николай Васильевич Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким его творением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г, которая, по выражению Белинского, явилась произведением, “беспощадно сдёргивающим покровы с действительности”.
Чтобы понять особенности композиции “Мёртвых душ” нам необходимо разобрать цен-трального героя Чичикова, пытающегося заработать “миллион”. Стоит отметить, что поэма построена по принципу “концентрических кругов” или “замкнутых пространств” (город, усадьбы помещиков, вся Россия).
Экспозицией является первая глава, в которой автор нам представляет провинциальный губернский город и знакомит с главными героями. Надо сказать, что в задачу Гоголя входило изображение всей губернской России. На примере отдельно взятого города. Поэтому автор постоянно упоминает о типичности этого города и его жизни.
Стоит отметить, что главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев. В них Гоголь описывает жизнь помещиков, выделяя все их пороки и недостатки: замкнутость, изолированность от общественности, бесполезность существования и наплевательское отношение ко всему.
За портретами помещиков в поэме следует изображение жизни губернского чиновничест-ва. В этом особом мире ничего не делают без взятки. Чиновники преклоняются перед западом, искажают чудесный русский язык, употребляя много иностранных слов. Интересы их ничтожны. В деятельности чиновников процветают бюрократизм, казнокрадство и царят чинопочитание и подхалимство.
В такой России уютно и хорошо себя чувствуют только такие люди, как Павел Чичиков. Лишь в одиннадцатой главе мы узнаём, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье, и пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чьё покровительство. Благополучиё своё он строит за счёт других людей: оскорбление, обман, махинации на таможне – орудия Чичикова. Герой не знает, что такое жалость и сострадание, более того, он “чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме”. По-моему, в этом и состоит трагедия Чичикова, для него деньги – средство, а не цель. Но Гоголь с грустной иронией говорит, что в его “рассуждениях была некоторая сторона справедли-вости”. Чичиков по-своему способен к сочувствию, по-своему переживает, что в мире торжест-вует глупость и несправедливость.
Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.
Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичи-кова непрерывно проводит еще одну - связанную с образом народа.
Именно в простых людях проявляются положительные черты, свойственные русскому народу. Среди крепостных также встречаются разные люди. Например, Петрушка, который прислуживает Чичикову, относится к холопам, не к лучшей категории простого народа. Но есть среди крепостных умные, талантливые люди, которые надолго остаются в памяти, прославившись своими делами. Так, каретник Михеев был известен всей округе тем, что делал коляски, сравнимые только с заграничными. Простые крестьяне читателю как умные, способные, трудолюбивые люди. Это говорит о том, что у простых людей есть всё, для того чтобы приносить другим людям и всему государству пользу, но им не хватает свободы. Терпение народа не бесконечно. Так, уже в списке мёртвых душ Чичиков видит беглых крепостных. Таким образом, Гоголь показывает, что крепостное право явилось тормозом на пути развития страны.
Лирические отступления играют важную роль в произведении. Именно они раскрывают идейно-композиционное своеобразие поэмы Гоголя. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего. До пятой главы попадаются лишь незначительные лирические вставки, и только в конец пятой части автор помещает первое крупное лирическое отступление о “несметном множестве церквей” и том, как “выражается сильно российский народ”. В последнем же лирическом отступлении он создаёт образ дороги, дороги к свету, к чуду, ко второму тому (“кони вихрем, спицы в колёсах смешались в один гладкий круг”, “и мчится вся вдохновенная богом”).
Композиция поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все выше сказанное убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.
Литературное значение Гоголя огромно. Его именем называют целый период русской лите-ратуры. И всё-таки в сознании современников и последующих поколений он вошел, прежде всего, как образец русского писателя, живущего мыслью о личной ответственности за дело, которому призван.