По замыслу Н. В. Гоголя темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ”
писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью
и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями.
Действительно, “Мертвые души” можно назвать энциклопедическим исследованием всех насущных проблем того времени:
состояния помещичьих хозяйств, морального облика помещичьего и чиновничьего дворянства, их взаимоотношений с народом,
судеб народа и родины. “...Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”, -
писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно, что такой многоплановый сюжет определил своеобразную композицию.
Прежде всего, построение поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем
Чичиковым, путешествующим с целью добыть “миллион”. Это энергичный делец, ищущий выгодных связей, вступающий в
многочисленные знакомства, что позволяет писателю изобразить действительность во всех ее гранях, запечатлеть
социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовые и культурно-нравственные отношения в крепостнической России.
В первой главе, экспозиционной, вводной, автор дает общую характеристику провинциального губернского города и знакомит
читателей с основными действующими лицами поэмы.
Следующие пять глав посвящены изображению помещиков в их собственной семейно-бытовой жизни, в своих усадьбах. Гоголь
мастерски отразил в композиции замкнутость помещиков, их оторванность от общественной жизни (Коробочка даже слухом не
слыхивала о Собакевиче и Манилове). Содержание всех этих пяти глав строит