Рисуя владельцев усадеб, Гоголь напоминает, что каждый из них не является исключением. Манилов принадлежит к людям «так себе, ни то ни се». Коробочка — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи» и «набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки». Таких людей, как Ноздрев, «приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми...». Собакевичи встречаются не только в захолустье, но и в высшем обществе. Типичен и Плюшкин. Гоголь с горечью восклицает: «И до такой ничтожности, мелочности, гадо­сти мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком».Нравственных уродов, утративших все человеческое, формирует соци­альная среда, общественный строй. Яркий рассказ о жизни помещиков под пером Гоголя-сатирика превращается в обвинительный акт. Автор поэмы выносит суровый приговор крепостникам-помещикам и одновременно кре­постнической действительности в целом.

Образы помещиков, созданные Гоголем несут в себе самые существен­ные, типичные признаки духовного вырождения поместного дворянства. Но в то же время в них отразились и общечеловеческие пороки. Вот почему эти образы из «Мертвых душ» стали нарицательными. Праздного мечта­теля, фантазера, не умеющего и не желающего заниматься полезным де­лом, мы называет Маниловым; лгуна, хвастуна, дебошира — Ноздревым; жадного скрягу — Плюшкиным.