МИРАНДОЛИНА (итал. Mirandolina) — героиня комедииК. Гольдони «Трактирщица» (1753). Хозяйка гостиницы М., отклоняя любовные притязания своих постояльцев — бедного хвастливого маркиза Форлипополи и богатого графа Альбафьориты, очаровывает кавалера Рипафратгу, который называет себя женоненавистником, поскольку ни разу еще не испытывал любви и боится потерять свободу, подпав под влияние женщины. Разработка коллизии сочетает традиции нравоучительной «правильной комедии» и импровизационных спектаклей комедии дель арте. Психологические мотивировки и морально-этические оценки ситуации условны: формально поступки М. вызваны ее обидой на пренебрежение кавалера. Но основной объект насмешек — самоуверенные заявления Рипафратты, что он способен преодолеть искушения любви и женских чар, т.е. оказаться сильнее законов природы. Усилия М. направлены на то, чтобы доказать кавалеру, что он «из того же теста», что и все. Амплуа, бойкой субретки, в рамках которого представлен образ М., опирается на черты итальянской маски «серветта» (служанка) и является одним из основных в истории драматургии и театра. Широко представленное у Голь-дони в пьесах «Ловкая служанка», «Ключ-ни-ца», «Экономка» и др., оно находит разнообразные воплощения у Мольера (Дорина, Ни-коль, Туанета и др.), Бомарше (Сюзанна) и др. Интрига, в которой персонаж разжигает своим притворным равнодушием страсть героя, привыкшего отвергать любовь своих поклонников, характерна для европейской драматургии. Она лежит в основе сюжетов испанской комедии «За презрение — презрение» Морето, комедии-балета «Принцесса Элиды» Мольера и др. Первая исполнительница — Маддалена Марлиани (сценический псевдоним — Корал-лина), специально для которой написана пьеса и роль М. Среди знаменитых актрис, игравших М., — Карлотта Маркьонни, Роза Рига-мелли-Сакки и Элеонора Дузе. Успех комедии вызвал десятки переводов и переделок, в том числе авторский вариант «Трактирщица Камилла» (1764), поставленный в парижской Итальянской комедии. Нередко пьеса шла под другими названиями, например «Хозяйка гостиницы» (МХТ, 1914, постановка К.С.Станиславского, он же — кавалер ди Рипафратта, М.— О.Гзовская). По мотивам «Трактирщицы» написано более десятка оперных либретто и поставлен балет «Мирандолина» (1949, Большой театр, музыка С.И.Василенко, балетм. В.Вайнонен, М.— О.В.Лепешинская).

Лит.: Миклашевский К.М. Итальянская комедия // Очерки по истории европейского театра. Пг., 1923.