Действие происходит одновременно на разных участках сцены и диалоги усиливаются репликами из разных её частей. Эпическое начало сочетается с драматизмом происходящего. Тема пробуждения людей развивается параллельно теме гибели надежд.

Исследователь В.А. Ханов отмечал, что «...пьеса Горького, благодаря своему выразительному финалу, вызывает особое духовное просветление. Этот финал наполнен приветствием новой жизни, обогащённой опытом трагедии.



Усиливая эффект духовного прозрения обитателей подвала, Горький в IV акте обращается к выразительному приёму контраста. Если в первом действии события происходят в начале весны, утром, и это позволило автору оттенить мрачную атмосферу ночлежки, то заключительное действие развёртывается холодной, слякотной ночью, являющейся контрастом по отношению к духовному прозрению ночлежников. Таким образом,

I и IV акты построены как бы по принципу зеркального отражения. То, что в первом действии было тёмным и душным, в заключительной сцене наполнилось светом. Обратившись к приёму антитезы, Горький самой композицией драмы, её финалом выразил мысль о невозможности следовать далее в “карете прошлого”. Холод и слякоть ночи неизбежно должны смениться освежающим утром. Почувствовав себя людьми, ночлежники встали перед необходимостью подняться на новую, более высокую ступень человечности».