Замысел драмы «На дне» пришёл к её автору не сразу. К.С. Станиславский, который готовился к постановке пьесы, вспоминал: «В первой редакции главная роль была роль лакея из хорошего дома, который больше всего берёг воротничок от фрачной рубашки — единственное, что связывало его с прежней жизнью. В ночлежке было тесно, обитатели её ругались, атмосфера была отравлена ненавистью. Второй акт кончался внезапным обходом ночлежки полицией. При вести об этом весь муравейник начинал копошиться, спешил спрятать награбленное; а в третьем акте наступала весна, солнце, природа оживала, ночлежники из смрадной атмосферы выходили на чистый воздух, на земляные работы, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе забывали о ненависти друг к другу». Как известно, от первоначального замысла мало что сохранилось.

«На дне», постановка МХТ. 1902

Впервые пьеса была поставлена в 1902 году на сцене только что созданного театра МХТ под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. «Успех пьесы — исключительный, я ничего подобного не ожидал…», — вспоминал Максим Горький. Во многом он был достигнут благодаря талантливой постановке МХТ и замечательной игре артистов — Ивана Москвина (Лука), Василия Качалова (Барон), Константина Станиславского (Сатин), Василия Лужского (Бубнов) и других. В сезоне 1902–03 года спектакли «Мещане» и «На дне» составили больше половины всех спектаклей МХТ. Слава Горького-драматурга перешагнула границы России. Известно, что к 1905 году пьеса «На дне» пятьсот раз была сыграна в Берлине, а в Париже в спектакле по горьковской пьесе участвовала знаменитая итальянская актриса Элеонора Дузе (роль Василисы).

И сегодня пьесы Максима Горького не сходят со сцен российских и зарубежных театров. Так, в репертуаре МХАТа имени А.М. Горького (под руководством Татьяны Дорониной) вы всегда найдёте произведения драматурга в современной сценической интерпретации. Особое место среди них занимает пьеса «На дне» в яркой постановке режиссёра Валерия Беляковича.