В письме к П.А.Катенину Грибоедов пишет о Чацком: "Кто-то со злости выдумал, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют…" Действительно, в развитии комедии "Горе от ума" очень важную роль играет выдумка о сумасшествии Чацкого. Но почему из одного слова вырос такой скандал? Чтобы понять это, надо рассмотреть жизнь и мораль фамусовского общества.
В своей комедии "Горе от ума" Грибоедов изобразил только один день из жизни московского светского общества. Однако скольких людей успели обсудить за это время в доме Фамусова! Это и все родственники Софьи, и Молчалин, и Загорецкий, и Скалозуб, и Кузьма Петрович, и покойник дядя Максим Петрович, и, конечно же, сам Чацкий. С самого утра Софья и Лиза обсуждают его, при этом Софья говорит, что он "пересмеять умеет всех". Уже из этого видно, как важна для людей этого общества оценка со стороны. Молчалин же прямо говорит об этом: "Ах! злые языки страшнее пистолета".
Поэтому молва является главным оружием этих людей, с ее помощью они могут изгнать неугодных из своего круга, как они сделали с Чацким. Молва также заменяет им память о прошлом, память о человеке, о его делах. Люди живут только для того, "чтобы все о них прискорбно поминали".
Однако молва - это не только их память и оружие, но и просто их главное занятие. Ведь чем занимаются люди фамусовского общества - в основном болтают (Репетилов: "Всю ночь толкуют, не наскучит".). О других они знают все: их средства, историю жизни, сплетни об их родственниках и так далее (Хлёстова: "Уж чужих имений мне не знать?"), но за этими стараниями знать все о других они не могут и просто не успевают узнать и понять себя, понять, зачем они живут, и им остается жить только ради молвы, потому что иначе молва оборачивается против них самих.
Люди фамусовского общества попадают в круговорот: каждый из них одновременно является творцом молвы и ее рабом, так как всё, что он ни делает, он делает ради молвы, иначе молва его покарает. Перед молвой склоняются все и вся. Молва их царь и бог. Ради нее забывается даже дружба. Репетилов, который точно знает, чтоЧацкий не сумасшедший, сначала пытается отбиться от молвы, называя ее "химерами" и "дичью", но когда узнает, что "это так гласно", замолкает.
На молву работают все в этом обществе. К услышанному слову каждый добавляет свое.
Х л ё с т о в а. Шампанское стаканами тянул.
Н а т а л ь я Д м и т р и е в н а. Бутылками-с, и пребольшими.
З а г о р е ц к и й. Нет-с, бочками сороковыми.
И вот молва растет, как снежный ком, и этим комом сбивает не только Чацкого, но и Софью, Молчалина, Фамусова и т.д.
Итак, молва царствует в фамусовском обществе, а так как женщины все же больше любят болтать и судачить, чем мужчины, то у них оказывается больше привилегий, и именно они оказываются ближайшими приспешниками молвы. Поэтому царство молвы можно назвать также женским царством.
Действительно, роль женщин в развитии интриги преобладает. Инициатива выдумки исходит от женщины (Софья), и полное ее принятие и подтверждение тоже исходит от женщины (княжна: "Про это знает целый свет!"). Женщины властвуют над мужчинами не только на словах, они полностью повелевают ими: "Мой ангел, Бога ради от двери дальше отойди!" И даже не так ласково: "Графиня гневаться изволит".
Апофеоз этих двух проблем, проблемя молвы и проблемя женского царства, воплощается как раз в цитате, вынесенной в название темы. Фамусова волнует не поступок его дочери, а только то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна". Его волнует именно молва, молва, исходящая от женщины. По-моему, комедию "Горе от ума" можно было бы назвать также "горе от молвы", потому что героям комедии молва принесла горя не меньше, чем ум, а, пожалуй, даже больше, так как от молвы пострадал не только Чацкий, но и все остальные персонажи. О них о всех "станет говорить княгиня Марья Алексевна".