1. В пьесе Грибоедова удивительно точно и ярко выражена трагичность положения умного человека в мире лицемерия и чинопоклонства. Чацкий не принимает порядков чиновничьей Москвы, где получение повышения по службе зависит от знакомств и умения угождать тем, кто при власти, а не талантов и умений человека. Три года наш герой ездил по свету, но, видимо и там не нашёл он достойной жизни. Москва всё та же, какою видел её Чацкий, уезжая.

Чацкий сам не идеален: он не понимает, что не изменит сложившегося порядка вещей один, смеясь и критикуя, высказывая всё, что думает, людям, которых вполне устраивает их жизнь и которые ничего не желают в ней менять. Главный герой Грибоедова искренен и наивен. Он любит людей, верит ещё в то, что они способны понять простые истины. Его упрекают в том, что он не желает прислушиваться к мнению старших - Чацкий критикует принципы старины, точно отмечая все червоточины в морали Скалозубов и Фамусовых.

Мир Фамусова не мог принять такого человека, ведь недаром все верят охотно слуху о сумасшествии Чацкого. Проще считать человека сумасшедшим, чем признать правоту его слов, открывающих все недостатки современности, которая так удобна фамусовскому обществу. Как ещё могли воспринять Чацкого эти люди?

Проблема главного героя в том, что он не понимает изначально враждебного отношения к себе, любя всех искренне, не считая нужным притворяться, Чацкий совершает типичную ошибку русского интеллигента, считая, что на его откровенность ему ответят откровенность, на его любовь - любовью.

Искренние влюблённый Чацкий не понимает, что Софья не имеет всех тех достоинств, которые он так ценит в людях: искренности, ума, чистоты души. И всё же он любит Софью. Чем отличается он в этой ситуации от самой Софьи, полюбившей Молчалина и не разглядевшей фальши и притворства в этом человеке.

Наивность Чацкого всё же искупается его острым умом, интеллектом. Удивительно, что такой человек вырос в обществе, где ненавидят образование, где хозяевами жизни чувствуют себя Скалозубы, готовые всю страну замучить муштрой. "Молчалины блаженствуют на свете". Эта истина так проста и понятна, что Чацкому она кажется невероятной насмешкой над жизнью.

Как может быть уважаем и любим Молчалин, ничего из себя не представляющий, раболепствующий, пресмыкающийся? Именно Молчалиным широко открыта дорога в мире Фамусовых, так как Молчалины слабы, глупы, послушны. Фамусов не знает, каким может стать Молчалин, получи он власть, ведь этот человек не любит никого, кроме себя, готов посмеяться над чувствами Софьи, а между тем не прочь позаыгрывать с симпатичной служанкой. Молчалин при всей его подлости удобнее Чацкого.

Общество ещё не нуждается в таких героях, открытых, прямодушных. Беда Чацкого - его одиночество, полное одиночество в мире людей, которые не понимают и никогда не поймут высоких стремлений души этого человека.

2. Д. Н. Овсянико-Куликовский

При чтении пьесы Грибоедова у читателя возникает чувство протеста и явно критического отношения к действительности. "Для общественного блага и прогресса нет ничего пагубнее той умственной тьмы и светобоязни, той нравственной слепоты и того душевного уродства, которые воплощены в образах Фамусова, Молчалина, Скалозуба" и др.

"Дело идёт не частных или узкообщественных недостатках и пороках, дело идёт о понятиях узкогосподствующего класса, об отношениях его к власти, о степени его гражданского развития. Перед нами черты не порчи нравов, а самого героя государственной жизни."

"Становясь на точку зрения Пушкина, мы скажем, что Чацкий подлежит упрёку лишь в том, что не догадался тотчас же, что в этом обществе ему не подобает не только ораторствовать, но и присутствовать..."

"Он, разумеется, ни на минуту не обольщается надеждой убедить Фамусова или Скалозуба и вообще "влиять" на общество, - он просто не может удержаться от злых выходок, от выражения своего презрения и негодования."

3. А. Н. Пыпин

"Смысл произведения Грибоедова для нашего времени заключается в ...тоне, настроении его речей, в этом искании исхода из окружающего мрака к свету и свободе, в чём бы ни был этот мрак и этот исход для лучших людей данной эпохи."