ти многих поколений Грибоедов остался ав­тором одного произведения — комедии «Горе от ума». И связано это с небывалым выдающимся успехом, вы­павшим на долю этой пьесы. Годы создания комедии были ознаменованы роковыми для России разногла­сиями между властью и прогрессивно мыслящей ча­стью общества, сопровождающимися коллизиями в общественно-политической жизни страны. Интелли­гентные, европейски образованные люди, не желав­шие мириться с закоснелыми патриархальными ус­тоями, оставляли государственную службу, создава­ли тайные противоправительственные организации, призывали к реорганизации всего уклада жизни. Все эти события побудили Грибоедова задуматься о судьбе умного, мыслящего человека в современной ему Рос­сии. В результате этих раздумий и было написано одно из значительных произведений русской литера­туры — комедия «Горе от ума».

План комедии весьма прост. Все действие происхо­дит в московском особняке, но это лишь сценическая площадка, не ограничивающая масштабного замысла писателя, мысль которого объем лет всю Россию. Все события происходят в течение одних суток. Но это время является отражением всей эпохи. Лишь один день понадобился возвратившемуся на родину Чацко­му, чтобы «отрезвиться сполна от слепоты своей, от смутнейшего сна».

Но замысел пьесы оценили по достоинству не сра­зу. Она настолько не соответствовала привычным представлениям о комедии, что даже Пушкин рас­сматривал это как недостаток, а не новаторство, на­звав ее «бурей в стакане воды». Конечно, критики признавали, что в «Горе от ума» довольно много смешных реплик, иронично описанных действующих лиц, например, сановник Фамусов — отец Софьи, полковник Скалозуб, молодая дама Наталья Дмитри­евна и многие другие. Но для настоящей комедии не­достаточно присутствия нескольких забавных персо­нажей, комичен должен быть сам сюжет, в основе ко­торого должно лежать какое-либо недоразумение, проясняющееся в финале. Кроме того, по правилам жанра, положительные герои посредством хитрости ума должны преодолеть все препятствия, и, в итоге, предстать победителями, оставив в дураках отрица­тельных персонажей.









В комедии Грибоедова все не так. В смешном поло­жении оказывается именно положительный герой — Чацкий: нелепо его сомнение в искренности чувств Софьи к «бессловесному» Молчалину, навязчивы его попытки вызвать девушку на откровение. Но автор не смеется над своим героем, а грустит вместе с ним. Со­чувствие Чацкому нарастает с дальнейшим развити­ем сюжета, когда становится ясно, что драма главного героя— это не только безответная любовь, но и проти­востояние всему представленному в произведении об­ществу. По замыслу автора, Чацкий воплощает в себе черты передового человека своего времени. Он пред­ставлен в комедии пророком, «вопиющим в пусты­не», как все мещане, представители фамусовского об­щества, не приемлют пророка в своем отечестве. Столкнувшись с миром «бессловесных», правдолю­бец Чацкий лишь подчеркнул противоречия, встав­шие между вольнолюбивой дворянской интеллиген­цией и основной массой крепостнического дворянст­ва. Суть конфликта заключается в том, что главный персонаж смотрит на привычную остальным москов­скую жизнь со стороны. Все, кроме него, полностью довольны своим положением. Чацкий же своей кри­тикой подрывает основы фамусовского общества, как всего в целом, так и каждого персонажа отдельно. Он высмеивает возлюбленного Софьи — Молчалина: «с такими чувствами, с такой душою/Любим!..»; поку­шается на святая святых самого Молчалина — его карьеру: «мне отсоветовал в Москве служить в Архи­вах»; мужу Натальи Дмитриевны — скучающему во­енному в отставке «совет дал жить в деревне». Поста­вив под сомнение все то, чем живет большинство — почтение окружающих, карьеру, светские развлечения, Чацкий совершил промах, непростительный в кругах барской Москвы, что дало право обиженным огласить его сумасшедшим, и тем восстановить свои пошатнувшиеся устои.

Герой пьесы пережил «мильон терзаний», он бе­жит из Москвы в поисках места «где оскорбленному есть чувству уголок». Как мы видим, финал пьесы тоже не похож на концовку комедии. И все же, по мо­ему, произведение Грибоедова — комедия, призван­ная вынести окончательный приговор фамусовщине — обществу, сплоченному низменными интереса­ми. Оно может порой торжествовать, важничать и клеветать, но, по сути, является нежизнеспособным. О неустойчивости его позиций мы можем судить по тому переполоху, который внес в его ряды всего один человек за несколько часов пребывания в этом обще­стве. И, несмотря на трагический для Чацкого финал, в произведении в целом преобладает оптимистиче­ский дух, дух скорых перемен.