«Грибоедов сделал свое дело – он написал «Горе от ума»,- сказал Пушкин. Это дело состояло прежде всего в том, что гениальная обличительная комедия Грибоедова положила начало реалистической русской драматургии. Она остро поставила важнейшие общественные вопросы современности и поэтому сразу же стала предметом ожесточенной полемики. Борьба двух общественных лагерей, изображенная в «Горе от ума», развернулась вокруг самой комедии с момента ее появления и, видоизменяясь с ходом русской жизни, продолжалась многие десятилетия после смерти ее создателя. Реакционные круги русского общества, боясь могучего освободительного влияния «Горе от ума», всячески стремились сузить, обеднить социально-историческое содержание комедии, умалить ее великое общественное и художественное значение. Даже тогда, когда «Горе от ума» получило всеобщее признание как классическое произведение русской литературы, реакционеры не раз предпринимали попытки под прикрытием лицемерных похвал фальсифицировать, извратить смысл пьесы.

Так, в конце XIX в. редактор «Нового времени» А. С. Суворин, восторженно славословя «Горе от ума», пытался доказать, что Грибоедов и его герой Чацкий не имели ничего общего с движением декабристов, с вольнолюбивыми идеями «людей двадцатых годов», а, напротив, были яростными противниками и обличителями «либералистов», антагонистами декабристов и предшественниками реакционного славянофильства. С другой стороны, А. Н. Ве-селовский совершенно необоснованно утверждал, что «Горе от ума» явилось подражанием образцам западноевропейской драматургии, сколком с мольеровского «Мизантропа», а образ Чацкого рассматривал как новый вариант мольеровского Альцеста.

Нет сомнения, что опыт комедии Мольера, Бомарше, Шеридана был изучен Грибоедовым и образ Альцеста из «Мизантропа» Мольера оказал влияние на разработку образа Чацкого с его мизантропическими настроениями в конце пьесы. Но еще современный Грибоедову критик О. Сомов справедливо отметил, что автор «Горя от ума» не шел и, как видно, не хотел итти той дорогою, которую углажннали и наконец истоптали комические писатели от

Мольера до Пирона и наших времен. Посему обыкновенная французская мерка не придется по его комедии».

Глубоко проницательную оценку «Горя от ума» дала демократическая критика, разъяснившая русскому обществу великое значение комедии Грибоедова в русском освободительном движении, в истории русской литературы. Вслед за декабристами и Пушкиным Белинский увидел в «Горе от ума» гениальную русскую комедию, образцовое произведение, а в Грибоедове – «Шекспира комедии». Правда, в 1839 г. Белинский, находясь под влиянием идеалистической эстетики и философской теории примирения с действительностью, в специальной статье, посвященной «Горю от ума», отрицательно отозвался о комедии в целом, признавая вместе с” тем в Грибоедове «талант яркий, живой, свежий, сильный, могучий», восторгаясь «гениальной живописностью» в изображении им самобытных характеров-типов. Статья появилась в январской книжке «Отечественных записок» за 1840 год, а уже в декабре этого года великий критик, преодолев консервативные, идеалистические заблуждения, в письме к Боткину осудил как неправильный и ошибочный свой «чисто художнический» взгляд на комедию. В статье 1841 г. «Разделение поэзии на роды и виды» Белинский, признавая великое общественное значение за сатирической комедией, если она «выходит не из невинного желания поострить, но из глубоко-оскорбленного пошлостью жизни духа», видел в «Горе от ума» благороднейшее создание гениального человека, бурное дифирамбическое излияние желчного, громового негодования при виде гнилого общества ничтожных людей, в души которых не проникал луч божьего света, которые живут по обветшалым преданиям старины, по системе пошлых и безнравственных правил, которых мелкие цели и низкие стремления направлены только к призракам жизни – чинам, деньгам, сплетням, унижению человеческого достоинства, и которых апатическая, сонная жизнь есть смерть всякого живого чувства, всякой разумной мысли, всякого благородного порыва… «Горе от ума»,- заключает Белинский,- имеет великое значение и для нашей литературы и для нашего общества» 2. Таким образом, великий критик-демократ поставил в заслугу Грибоедову тот обличительный и патриотический пафос его комедии, который был дорог и декабристам.

Конкретно-историческое содержание пьесы Грибоедова раскрыл Герцен. Он подчеркивал значение «Горя от ума»
как политической комедии. «Чтобы верно оценить значение и влияние произведения Грибоедова в России, надо вспомнить то время во Франции, когда первое представление «Свадьбы Фигаро» имело там значение государственного переворота» 3,- писал он. Говоря об источниках своего собственного духовного развития в годы юнсти, Герцен, наряду с революционными стихами Рылеева, вспоминал «смех Грибоедова».

Освободительные идеи грибоедовской комедии воспитывали и последующие поколения передовых людей России. Молодой демократ Добролюбов желал походить на Чацкого, в котором видел «вечного обличителя лжи».