Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана накануне восстания декабристов, в 1824 году. Это реалистическое произведение, основной конфликт которого заключается в столкновении «века вынешнего» и «века минувшего», то есть двух эпох русской жизни, двух мировоззрений.

На протяжении всей пьесы действие происходит в доме Фамусова, практически не выходя за его границы, не считая эпизодов, где герои рассказывают о своих воспоминаниях или говорят о ком-нибудь, находящемся за пределами дома. В этой комедии автор произведения показывает не конфликт поколений, а конфликт мировоззрений, возникший в русской жизни в 10— 20-е годы XIX столетия.

Одним из ярких представителей данного круга является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает место управляющего в казенном месте и слывет в обществе уважаемым и почтенным человеком. Для Фамусова, так же как и для всех дворян того времени, определяющим фактором является материальное положение человека и чин, который он занимает, а также количество крепостных душ, которыми он владеет. Подбирая жениха для своей дочери Софьи, он отдает предпочтение полковнику Скалозубу, так как тот:

Солидный человек.
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.

Он категорически отвергает всех остальных поклонников, заявляя «кто беден, тот тебе не пара».

Другим представителем «века минувшего» является полковник Скалозуб, который «и золотой мешок, и метит в генералы». У него единственная цель в жизни — генеральский мундир:
Я с восемьсот девятого служу;
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

Мысли и желания Скалозуба примитивны. Его суждения и шутки с претензией на оригинальность свидетельствуют о его уме, уровне образованности и невысоком интеллекте. «Он слова умного не выговорил сроду», - говорит о нем Софья.
Другой отличительной чертой московского дворянства является полное невежество, отсутствие стремления к новому, еще непознанному - словом, консервативность общества, его приверженность старым традициям .и устоям. «Сужденья черпают из забытых газет, времен Очаковских и покоренья Крыма»,- заявляет в своем монологе Чацкий. В обществе наблюдается отрицательное отношение к образованию:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусовым книги сравниваются со злом, которое надо бы «пресечь и сжечь». Старуха Хлестова в своих речах выражает полное недоумение по доводу «пансионов, школ, лицеев». И все герои с нетерпением ожидают тех времен, когда будут учить «по-нашему: раз, два, а книги сохранят так: для больших оказий».

В обществе царствует слепое поклонение всему иностранному. Люди, сами того не замечая, теряют свое русское начало, стараясь изо всех сил подражать европейскому стилю. Чацкий, будучи единственным здравомыслящим человеком среди «двадцати пяти глупцов», как никто другой видит и осуждает такой уклад жизни. Но что может сделать один человек? Как он может противостоять большинству? Как он может доказать свою правоту и ошибочность их взглядов, когда любая новая мысль встречается в штыки и человек получает клеймо безумца?

Свое время дворяне проводят в Английском клубе, играя в вист. Русский язык постепенно заменяется французским. Меняется мода, обычаи... И Чацкий с горечью восклицает:
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудррго у них незнанья иноземцев.

Но герой произведения не был услышан. Необходимо отметить такую черту, характерную для московского дворянства, как услужливость, преклонение перед богатыми и знатными, что хорошо видно на примере Алексея Степановича Молчалива. Фамилия данного персонажа, как и многих других, говорит сама за себя.
Молчалив! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет...Таким поведением и стремлением всем угодить Молчалин прокладывает себе путь к «повышению в чин». Его покорность и бессловесность удивляет. Но он настолько вошел в свою роль, что с серьезным видом может заявлять: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Чацкий смеется над Молчаливым, но он не единственный предмет его насмешек и обличительных речей. Вся фамусовская Москва стала объектом его страстных обличительных монологов. Но герой произведения не может один противостоять всему обществу и поэтому уезжает, увозя с собой «свой мильон терзаний».


На протяжении всего произведения мы видим борьбу и противостояние двух «веков» русского общества: «века нынешнего» и «века минувшего». Представителем «века минувшего» в комедии является управляющий в казенном доме Павел Афанасьевич Фамусов, а также его окружение. Ему противостоит Александр Андреевич Чацкий, передовой дворянин своего времени.

Представители двух эпох русской жизни по-разному относятся к службе. Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма: классицисты считали необходимой службу государству в лице просвещенного монарха, а передовая дворянская молодежь ставила на первое место служение Отечеству в широком понимании этого слова. В монологе Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы...» Павел Афанасьевич ясно дает понять, что ключевое для него - быть «век при дворе». Он с восхищением рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который «не как другой, и пил и ел иначе», но «когда же надо было подслужиться, и он сгибался вперегиб». Чацкому не понять восторга Фамусова, для которого «что дело, что не дело», обычай его таков - «подписано, так с плеч долой». У Чацкого же совсем другое отношение к службе и своим гражданским обязанностям:
Когда в делах - я от веселья прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.

Из слов Молчалина, молодого человека, секретаря Фамусова, живущего в его доме, мы узнаем, что Чацкий имел с министрами связь в Петербурге, «потом разрыв». Вероятно, причиной разрыва оказался принцип Чацкого «служить делу, а не лицам». На совет Фамусова «пойти послужить» герой произведения отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Таким образом, Грибоедов с помощью своего героя высмеивает чинопо-штание, преклонение перед вышестоящими, желание любыми путями добиться чинов, наград и почестей. Так, Фамусов заискивает перед Скалозубом, который «знаков тьму отличья нахватал» и не «нынче, завтра генерал». Полковник Скалозуб, типичный аракчеевский служака, мечтает о генеральском чине, который даст ему возможность безбедно существовать:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы...
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

Молчалин предлагает Чацкому искать покровительства у Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные - все ей друзья и все родные». Сам Молчалин видит возможность получить повышение по службе, если зависеть от других. Этот милый, учтивый, вежливый (на первый взгляд) человек играет с Софьей Павловной, дочерью Фамусова, злую шутку, представляясь влюбленным, но делает это только ради возможности скорейшего продвижения по службе и ради денег своего покровителя:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека.

Таким образом, Грибоедов обличает тех, кто подчиняется законам «века минувшего», в котором «тот славился, чья пуще гнулась шея».

В обществе Фамусова процветает низкопоклонство, кумовство, протекция. Воспитанный и выросший в доме Фамусова, Чацкий вспоминает, как его «для замыслов каких-то непонятных дитей возили на поклон». Для Фамусова это же является нормой. Получив приглашение на похороны Кузьмы Петровича, «почтенного камергера», московский барин вспоминает о нем с нескрываемым восхищением:
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно вспоминают.

В своей комедии Грибоедов обличает и такой порок российской действительности, как крепостное право. В фамусовском обществе считается естественным распоряжаться судьбами других людей. В пример можно привести старуху Хлестову, которая от скуки взяла с собой к Фамусову «арапку-девку да собачку». Грибоедов с помощью своего резонера Чацкого обличает жестоких крепостников, любителей искусства, у которых «актеры тощи», сами же они толсты, а за долги «Зефиры и Амуры» часто все распродаются поодиночке. Герой произведения рассказывает и о «Несторе негодяев знатных», окруженном толпою слуг, которые усердствовали в «часы вина и драки» хозяина и не раз спасали ему и честь, и жизнь; впоследствии же хозяин выменял их на «борзые три собаки».

В доме Фамусова особое отношение к книгам:
Ей (Софье) «сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится...», — заявляет Фамусов.

Все зло, невежество, беспорядок, которые царят в обществе, Павел Афанасьевич относит на счет книг: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы и сжечь». Главной бедой «века нынешнего» в окружении Фамусова считают образованность, являющуюся причиной вольномыслия и вольнодумства. Скалозуб негодует по поводу того, что его двоюродный брат, которому «чин следовал», вдруг оставил службу, «в деревне заперся и книги стал читать...» Княгиня Тугоуховская рассказывает историю о Петербургском Педагогическом институте, в котором «упражняются в расколах и безверьи профессоры». Именно у этих профессоров учился ее родня- князь Федор, который «чинов не хочет знать», а вышел «хоть сейчас в аптеку, в подмастерье».

В третьем действии комедии Софья бросает фразу о сумасшествии Чацкого. Эта новость молниеносно подхватывается гостями и разносится со сказочной быстротой. Главную причину безумия Чацкого представители фамусовского общества видят в его свободомыслии и вольнодумстве: Ученье — вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Грибоедов, рисуя праздное времяпрепровождение московских бар, их закоснелость, преданность традициям и привычкам, боязнь всего нового, противопоставляет им образованного Чацкого с его «высокими стремлениями души». Но герой произведения не одинок. Он в своих монологах выступает от имени всего поколения, употребляя местоимение «мы».

Таким образом, Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» обличает общественные пороки московского барства первой четверти XIX века: крепостное право, чинопочитание, протекцию и кумовство, преклонение перед иностранцами, боязнь всего нового. Перед нами в лицах предстала вся русская жизнь, а персонажи комедии превратились в нарицательные имена. Борьба же передового разума с косным обществом, воплощенная в образе Чацкого, — это извечная проблема. Заслуга Грибоедова в том, что он в своей комедии сумел поставить вопросы, актуальные как для русской жизни определенной эпохи, так и общечеловеческие.