“Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному.
Главным героем этой комедии является Чацкий, который испытывает ненависть к крепостничеству, горячий патриотизм и гордость за все русское, любовь к просвещению, наукам и искусству. После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало чего изменилось: “Дома новы, да предрассудки стары...”. Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софию, что все отношения построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского дома — “обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, у всего московского дворянства.
Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит”? Он так отвечает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”, “не требуя ни мест, ни чин”. Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого за то, что он “с эдаким умом...”, а Чацкий отвечает: “А судьи кто?”. Смысл этих слов подразумевает: как они могут осуждать его, когда сами:
...Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренъя Крыма...
Поют всё песнь одну и ту же...
Что старее, то хуже.
Чацкий задает вопросы:
..Где, укажите нам, отечества отцы?..
...Не эти ли грабительством богаты?..
Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему противно находиться в их обществе.
Чацкий — это человек не только умный, но и с чувством, как говорит служанка Лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”, также он человек, который не может жить спокойно, не может мириться с тем дурным, что осталось. Чацкий — это идеал свободы и свободной жизни, и сейчас нам нужны люди, способные трезво и независимо мыслить.