Многие декабристы ссылались в своих показаниях на комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», законченную в 1824 году, как на источник вольномыслия. Драматург продолжил традиции А. Н. Радищева и показал, как мелки и ничтожны интересы и идеалы людей высшего общества. Написанная им комедия – это острая политическая сатира, направленная против «века минувшего», он одним из первых дал критику социального устройства феодально-крепостнической России.

В комедии сатирически показаны образы московского патриархального реакционного дворянства, родовитые русские «баре», которые по-прежнему продолжают считать Москву столицей, Третьим Римом, законодательницей мод, особенным во всех отношениях городом. А. С. Грибоедов, очень хорошо знавший такую точку зрения и поведения, так как Москва была его родным городом, здесь жила его семья, друзья, родственники и знакомые, выбирает именно его для изображения старины, «века минувшего» в своем произведении.

Кем же представлено московское дворянство? Автор сам ответил на этот вопрос: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Каждому из этих персонажей дана яркая, точная характеристика. Прежде всего, это Фамусов – родовитый русский барин, крепостник. Он служит управляющим в казенном месте, владеет имением: в Саратовской губернии и в других ему принадлежат тысячи крепостных душ. Он из тех, про кого сам говорит: «Что за тузы в Москве живут и умирают!» Его дом является основным местом действия комедии, все персонажи объединены вокруг него, поэтому «век минувший», изображенный в комедии, принято называть фамусовским обществом. Фамусовское общество состоит из его родственников (дочь Софья, сестра жены Хлестова), знакомых (потенциальный жених Софьи полковник Сергей Сергеич Скалозуб, князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми, графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины, супруги Горичи, Репетилов, Загорецкий), подчиненных (секретарь Молчалин).

Фамусов является как бы центром этого круга людей, он гордится своим положением и высоко оценивает качества московских дворян. По его мнению, московские старички – «прямые канцлеры в отставке по уму», московских дворянок смело можно посылать командовать полком или заседать в Сенате, молодежь умна, воспитанна, образованна (Скалозуб клянется, что в армии есть такие офицеры, что «говорят иные по-французски»), а сам город вызывает всеобщее восхищение («Едва, такая сыщется столица, как Москва!)». Чтобы дать понять, что фамусовский кружок патриархального дворянства не единственный в Москве, Грибоедов вводит в комедию внесценические персонажи. Это Кузьма Петрович и Максим Петрович, которые навсегда остались образцами для подражания для хозяина дома. Первый «был почтенный камергер, С ключом и сыну ключ умел доставить, Богат и на богатой был женат», а второй – «умел подслужиться» и «сгибался вперегиб», поэтому прожил век при дворе, «не то на серебре – на золоте едал». Это Татьяна Юрьевна, к которой каждый начинающий карьеру московский чиновник должен съездить на поклон. Это начальник отделенья Фома Фомич, написавший книгу, которую все хвалят из чинопочитания, но никто не читал. Это великая сплетница Марья Алексеевна, чьих слов побаивается в последней сцене Фамусов.

Все эти москвичи если и не помнят сами «золотой век» Екатерины Второй, то его идеалы для них незыблемы. Все эти люди объединены общими взглядами на жизнь, которые и высмеивает в комедии автор. Все родственники и знакомые Фамусова так же, как и он, отличаются крайней консервативностью и реакционностью убеждений. Не случайно Чацкий в обвинительной речи, обращенной к людям «века минувшего», говорит, что «они сужденья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма». Всякое прогрессивное движение, все новое в общественно-политической жизни эти люди воспринимают в штыки. Поэтому, несмотря на внешние изменения, связанные с модой, внутренне эти люди не меняются, остаются крайними реакционерами («Дома новы, но предрассудки стары»).

Полковник Скалозуб, тип офицера-карьериста времен диктатуры Аракчеева, так отзывается о просвещении, образовании, вольномыслии и о французском просветителе Вольтере: «Я князь Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам, Он в две шеренги вас построит, А пикнете, так мигом успокоит». Читатель видит в нем верного охранителя самодержавно-крепостнического строя. Московские дворяне воспитывались под руководством иностранных гувернеров и учителей. Теперь для своих детей они тоже «Хлопочут набирать учителей полки, Числом поболее, ценою подешевле», чтоб их учить «и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам». Отношение же к настоящему просвещению и образованию у представителей «века минувшего» крайне враждебно: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений». Фамусовское общество отрицательно относится даже к чтению – необходимой потребности каждого образованного человека.
50$ в час мне вообще норм!




В обществе, где главным критерием отношения к человеку являются деньги, чины и знатность, личность оценивается не по уму и достоинствам, а по количеству крепостных душ, которыми владеет. Не случайно Фамусов строго внушает Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». О принципах выбора мужа для своей дочери Фамусов говорит: «Будь плохонький, А коли наберется душ тысячки две родовых, Тот и жених». Княгиня Тугоуховская, узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, перестает им интересоваться.

Крепостные в фамусовском обществе не считаются за людей. Их могут продавать, менять. Видный и почитаемый в Москве вельможа, «Нестор негодяев знатных» обменял своих верных слуг на борзых собак. Загорецкий хвастает, что он «двоих арапченков на ярмонке достал». Хлестова возит с собой «от скуки» «арапку-девку да собачку» и просит обеим «сослать подачку» от ужина.

Такое же пренебрежительное отношение у людей фамусовского общества и к русскому народному языку и культуре («Как с ранних пор привыкли верить мы, / Что нам без немцев нет спасенья»). Галломания и англомания представителей фамусовского общества приводит к слепому подражанию Европе, ее людям, вкусам и привычкам. «Французик из Бордо», приехавший в «столицу варваров»– Москву, – не находит в ней ничего национального, «ни звука русского, ни русского лица». Дворяне не видят достоинств своего «умного и бодрого» народа, а без этого нет истинного патриотизма.

Даже свою обязанность перед государством – службу – они воспринимают как источник награждений, чинов, денег. Управляющий государственного учреждения Фамусов говорит о своих привычках по части службы как настоящий бюрократ: «А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой». Фамусов пристраивает на службу к себе родственников, то есть опять служит «лицам», а не «делу».

Такие нравы на службе порождают во множестве подленьких и «бессловесных» молчалиных, девизом жизни для которых является: «В мои лета не должно сметь Свои суждения иметь». Они пресмыкаются и «угождают всем людям без изъятья» ради того, чтобы получить награждение, добиться хорошего назначения, сколотить состояние. Идеалом для таких людей, как Молчалин, является отнюдь не служение интересам Родины, а возможность «и награжденья брать, и весело пожить».

В фамусовском обществе гибнут самые лучшие качества души человеческой. Так произошло и с Софьей – любимой девушкой Чацкого. «Век минувший» нравственно искалечил Софью. Чацкий, возвратясь, находит очень мало в ней от той, которую он любил. Под влиянием фамусовского общества у людей начинают проявляться самые худшие черты характера: лицемерие, самодовольство, ограниченность. Поэтому так ненавидят представителей старого века и борются против них передовые прогрессивные силы российской дворянской интеллигенции (Чацкий и ряд внесценических образов).

Белинский писал, что «Горе от ума» явилось «энергическим и притом еще первым протестом против гнусной российской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников, против светского общества, против невежества и пр.» И в этом состоит общественно-политическое значение комедии и изображенного в ней московского дворянского общества.