Важно с самого начала отметить, что представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Его идеал вольности не абстрактен, ему не нужна свобода одиночки, не связанного ни с кем и не зависимого ни от кого. Быть свободным - значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой» и «хотя на миг когда-нибудь» свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

* Про милых ближних и родных,
* Про волю дикую степей,
* Про легких, бешеных коней,
* Про битвы чудные меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв». Пламенность мечты Мцыри, страстность ее придают удивительную силу его монологу. Характерен выбор слов: почти все они имеют определенную эмоциональную окраску (глаголы «изгрызла», «сожгла», «вскормил») ; часто такая окраска создается с помощью эпитетов («чудный мир», «пламенная страсть», «душные кельи») “и сравнений («люди вольны, как орлы»). Сила мечты о свободе, цельность, сосредоточенность выделяют Мцыри среди покорных и безликих обитателей монастыря, делают его «исключительным».

Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картин кавказской природы мотивировано тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором развертывается действие, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, то есть оказывается одним из способов создания образа.

Этим не ограничивается значение и роль природы в поэме. Д. Е. Максимов убедительно пишет: «Природа заполняет почти все произведение и является в нем не фоном, а активной силой. Образы всех царств природы введены в сюжет как действующие лица. В поэме Лермонтова природа служит, в сущности, единственным партнером Мцыри - то другом, то врагом и впитывает в себя все богатство человеческого мира, замещает этот мир. Она наделена огромной силой внутренней жизни, празднично приподнята, углублена и расширена авторской мыслью».

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому. Каждое проявление жизни радует юношу, хотя прямо он и не говорит об этом. Когда он вспоминает о животных, встретившихся ему в горах, у него появляются особые, как будто специально выбранные слова («запели птички», шакал «плачет, как дитя», змея скользит, «играя и нежася»). Мцыри воспринимает природу такой, какая она есть.

Он видит в ней и безмятежные, почти идиллические картины, когда мир кажется ему «божьим садом», и грозные, суровые «груды темных скал», разделенные потоком и простершие в воздухе каменные объятия, непроницаемый страшный лес. Он наслаждается великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии, но вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, и черные ночи, когда мир делается темным и молчаливым. Эта противоречивость не пугает юношу, она не закрывает от него гармонии, существующей в природе. И то, что Мцыри умеет воспринять природу в ее цельности, говорит о душевной широте героя. В рассказе Мцыри природа предстает не как нечто отвлеченное, она конкретна, зрима. Но вместе с тем нетрудно увидеть, что самый отбор картин и предметов изображения своеобразен. Внимание обращено на то, что говорит о красоте, величии, грандиозности; реальные картины не приукрашиваются, но из виденного рисуется лишь то, что утверждает героя в мысли о совершенстве мира природы. При этом Мцыри все время стремится передать возникшие у него чувства, и все описания природы оказываются эмоционально окрашенными, конкретные образы нередко теряют свои реальные очертания и обретают эмоциональный рисунок.

В создании представлений о предметах и явлениях природы значительную роль играют эпитеты. Часто именно благодаря им реальный образ предстает в новом качестве. В большинстве случаев эпитеты носят ярко выраженный эмоциональный характер: «горящая бездна», «сердитый вал», «волшебные голоса» и т. д., Даже в тех случаях, когда эпитет подчеркивает признак предмета, он не теряет эмоциональной окраски., Так, например, «прозрачная зелень листов» - реалистический образ, и в то же время он эмоционально насыщен, вызывает впечатление молодости, свежести, чистоты.

Эмоциональность образов часто усиливается с помощью сравнений. Например, «хребты, причудливые, как мечты»; деревья, шумящие «толпой, как братья в пляске круговой» и т. д. Характерно, что эти сравнения рождаются не случайно, они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя. «Как братья в пляске круговой» -образ, навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве в родном ауле; «причудливые, как мечты» - образ, связанный с монастырской жизнью: в тесных мрачных, кельях мечты кажутся фантастическими, причудливыми.

Лермонтов не везде стремится к оригинальным изобразительным средствам, нередко он пользуется привычными, сложившимися в романтической литературе и устной народной поэзии. Отсюда большое количество таких ординарных сравнений, как «стройна, как тополь», «горящих, как алмаз», «плакал, как дитя» и т. д., и таких эпитетов, как «юность вольная», «объятья жадные», «родина святая» и т. п., но они усиливают выразительность монолога героя, взволнованность общего тона поэмы.

Наблюдения над характером изобразительных средств в поэме помогают ярче понять отношение героя к тому миру, который раскрылся ему во время скитаний. Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с миром дало Мцыри ответ на вопрос: «Прекрасна ли земля?» Да, мир прекрасен! - таков смысл рассказа юноши о виденном. Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на другой вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод. На воле человек счастлив, и Мцыри называет три проведенных вне монастыря дня «блаженными», он говорит, что его жизнь без этих дней «была б печальней и мрачней бессильной старости…»

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить. Бегство во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой», общение с природой принесло радость (ему «было весело вдохнуть… ночную свежесть тех лесов»), в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом - жизнь!.. «Что делал я на воле? Жил.» Жить для него - значит находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и, главное, испытывать «блаженство вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер героя. В начале урока говорилось о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был смелый и гордый юноша, одержимый «пламенной страстью» - любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.