Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/nekrasov_n_a/_story/komy_na_rusi/ludi_holopskogo_zvaniia_v_poeme_n_a_nekrasova_komu_na_rusi_zhit_horosho/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” — вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение грандиозно по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные. Разными были и крестьяне, о которых узнают странники. Н. А. Некрасов видит, как постепенно пробуждается в крестьянах сознание собственной силы. Но крестьяне не идеализируются, потому что поэт прекрасно осознает, что привычка покоряться в крестьянах так же велика, как и привычка властвовать в помещиках:

Не только над помещиком,
Привычка над крестьянином
Сильна.

Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, превратились в холопов по убеждению. Серия вставных сюжетов о силе крепостнических привычек в крестьянине открывается рассказанной Пахомом историей о Сидоре, который высылал барину оброк из острога. Дворовый князя Переметье-ва считает себя счастливым, потому что знает:

У князя Переметьева
Я был любимый раб,
Жена — раба любимая...

Он гордится тем, что сорок лет вылизывал тарелки и допивал из рюмок иностранное вино, что приобрел, как он считает, благородную болезнь — подагру — и молится:

Оставь мне, господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!

Дворовый князя Утятина Ипат и после царского указа считает себя холопом князя и сам растроган от своей преданности. Он не хочет вспоминать о том, как барин издевался над ним ради собственной забавы, но зато “не может барских милостей забыть”. Себя он по-прежнему называет рабом недостойным, а барина — князюшкой. По-своему верна прежней жизни и вся Вахлатчина — крестьяне добровольно соглашаются делать вид, что на Руси ничего не изменилось. Прекрасно чувствует себя и мнимый бурмистр Клим Лавин. Его поступки — все та же холопская приниженность крестьянина, только вывернутая наизнанку. Он не брезгует никакими средствами, чтобы угодить и барину и миру. Влас дает ему точную оценку:

...Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!

На его совести лежит смерть Агапа, единственного вахлака, над которым не довлела сила привычки. Так, постепенно, в поэму входит тема крестьянского греха.
Яков Верный — холоп примерный, обиженный жестоким помещиком, в отместку совершает тяжелый грех — кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из самых уважаемых крестьян, замечает по адресу Егорки:

Аи служба — должность подлая!..
Гнус человек! — Не бить его,
Так уж кого и бить?

Но самый страшный, по мнению крестьян, грех совершает жадный староста Глеб, который за “горы золота” и вольную для себя сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игна- тием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках” и подтверждает мысль:

Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.

Нет греха тяжелее этого:

Все прощает бог,
А Иудин грех не прощается.
Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
А за что тебе вечно маяться!

Рассказ о старосте Глебе — предчувствие того, что вместо помещика власть в деревне постепенно начнет прибирать к рукам деревенский богатей. Гриша Добросклонов старается развеять горестные мысли крестьян, утверждая, что крестьянские грехи — лишь порождение крепостничества:

Змея родит змеенышей,
А крепь — грехи помещика,
Грех Якова несчастного,
Грех Глеба родила!

Конечно, в этом он прав. Но прав ли в том, что “Нет крепи — Глеба нового не будет на Руси”?
Крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего — предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана...

Но крестьяне уже понимают, что путь к счастью — это путь активного противостояния злу. Великим пафосом предчувствия народного счастья наполнена знаменитая песня “Русь”, которая вершит все сцены и картины поэмы. Русский богатырь с его бесконечным терпением — вечная загадка для Н. А. Некрасова, но поэт верит, что

Рать поднимается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Похожие сочинения

  1. Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
    В поэме"Кому на Руси жить хорошо" Некра- сов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем обществен- но-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа,его заби- тость,темноту.На...смотреть целиком
  2. Анализ легенды из поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов пишет о судьбе народа, о его жизни, быте, о радостях и горестях народа. Таким произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?»....смотреть целиком
  3. Образ Родины, России в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Но в них есть внутренний сюжет, генеральная идея, все к себе сводящая. Эта идея, одна из главных идей всего некрасовского творчества, есть идея материнства. В поэзии Некрасова мать всегда была безусловным, абсолютным началом жизни, воплощенной нормой...смотреть целиком
  4. Как представляют себе счастье герои поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Второй вариант) (План-сочинение)  Новое!
    Итог жизненного и творческого пути. Таким итогом становится поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хоро­шо», над которой автор трудился около 20 лет. Глобальность вопроса потребовала от поэта масштабности произведе­ния, определившей жанровое своеобразие...смотреть целиком
  5. Образы крестьян в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое по-ложение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, «кому живется весело, вольготно на Руси»,...смотреть целиком
  6. «Золото, золото, сердце народное...» (По поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
    Творчество Н. А. Некрасова наполнено горячей любовью к русскому народу. Поэт страдал, видя бедственное положение крестьянства. Он не мог понять, почему талантливый, трудолюбивый, остроумный народ смиренно терпит угнетение и не пытается отстаивать свои...смотреть целиком
  7. Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
    После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал...смотреть целиком