Страница: [ 1 ]  2  

Крестьяне в поэме даны как в массе, так и в образах конкретных лиц. Они делятся на две контрастные группы.

К первой относятся крестьяне-холопы. Это духовные лакеи, отравленные ядом рабства, человеческое достоинство которых убито веками крепостничества. Они готовы целовать руку, бьющую их: «Люди холопского звания сущие псы иногда. Чем тяжелей наказание, тем им милей господа». К холопам относятся лакей князя Утятина Ипат, восторгающийся своим барином. Лакей князя Переметьева в главе «Счастливые», хвастающий своей дворянской болезнью — подагрой. Яков Верный — холоп примерный, который повесился, чтобы отомстить барину за несправедливое отношение. Глеб — староста, продавший за деньги «Вольную» 8 тыс. крестьян. «Грех» предательства — тягчайшее преступление перед народом, которое повергло слушающих крестьян в уныние, воплощенное в песне «Голодная», и которое рассеял Гриша, объяснив, что всему виною «крепь».

Крестьянам-холопам противопоставлены крестьяне-труженики, правдоискатели и свободолюбы. Среди них выделяются несколько типов.

1. Крестьяне-правдоискатели из Пролога. Они показаны эпически едиными, что подчеркнуто их хоровыми монологами. Благодаря этому снимается необходимость анализа внутреннего мира и психологического портрета каждого из них. Но зато у всех семерых выявлены лучшие народно-национальные черты: пытливость, жажда справедливости, трудолюбие, привязанность к земле и семейному очагу, любовь к природе, способность отрешиться от своих индивидуальных интересов ради достижения высокой общественной цели. Все они слиты с народной средой, народными массами. Эти семеро мужиков напоминают хор в античной трагедии, но если хор не влияет на действие, то некрасовские правдоискатели — прямые участники действия.

2. Яким Нагой из главы «Пьяная ночь». Этот защитник народной чести объясняет, почему крестьяне пьют вино («Мы до смерти работаем, до полусмерти пьем») и показывает, что понимает, кто наживается на крестьянском труде. Яким — честный труженик-пахарь, слитый с сохой и землей. Перед нами крестьянин, который, несмотря на свою физическую неприглядность, любит искусство и спасает из пожара не деньги, а картины. Это первый в русской литературе образ политически сознательного крестьянина, понимающего величие народа и остроту социальных противоречий.

3. Ермил Гирин из главы «Счастливые». Он защитник народных интересов. Работая писарем и старостой, показал себя честным и неподкупным, и крестьяне, зная его честность, собрали ему деньги на покупку мельницы. А когда он без очереди отдал в солдаты сына одинокой крестьянки вместо своего брата, то угрызения совести заставили Ермилу просить всенародного прощения. В его образе утверждается единство народного мира и народного героя.

4. Матрена Тимофеевна Корчагина, отстаивающая свое женское и человеческое достоинство. По истории своей жизни, а также психологически она близка образу Дарьи из поэмы «Мороз-Красный Нос». Это русская женщина, которая вопреки беспощадным ударам судьбы (сын растерзан свиньями, а мужа отдали в рекруты), сумела сохранить свое достоинство, душевное богатство и физическую красоту. Важно, что рассказ о женской доле впервые в русской литературе доверено вести женщине-крестьянке.

Ее рассказ о себе — это исповедь женской крестьянской души. Впервые крестьянка показана мыслительницей, человеком глубокого ума и сильной воли, доказывающим свое великое право на женское и общечеловеческое счастье. А в ее словах: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», — впервые в русской литературе раскрывается психологическая глубина и сложность внутреннего мира женщины-крестьянки: потупленная голова — признак смирения, а гневное сердце — признак мятежности; т. е., в сознании крестьянки совмещается несовместимое. В этом проявляется реалистичность образа Матрены Тимофеевны.

5. Крестьяне — стихийные бунтари и мстители за справедливость. Это Савелий и разбойник Кудеяр. Богатырь Савелий наделен былинными героическими чертами: хаживал в одиночку на медведя. Ему свойственно презрение к рабской покорности, к лакейскому духу («Клейменый, да не раб»); мужество, вольнолюбие, готовность к борьбе с угнетателями (именно он засыпал немца Фогеля, за что и отбыл на каторге 20 лет). Но народ не поддержал его, и богатырь Савелий оказался в одиночестве. В этом его трагедия. После гибели маленького Демушки Савелий пришел к религиозным настроениям. В его образе воплощен не подвиг победы, а подвиг стойкости и одновременно страдания. Это

Образ могучей силы и тяжелой каторжной судьбы. В его образе, как и в нарисованном им образе народного богатыря, воплощены сила и слабость русского крестьянства. И в характере Савелия Некрасов тоже подчеркивал психологическую сложность: с одной

Стороны — бунтарь, с другой — проповедник религиозного смирения.

Атаман Кудеяр—мститель, борец за справедливость, который по легенде очистился от грехов лишь после убийства им пана Глуховокого. В его образе заключен авторский призыв крестьянству: расправиться с деспотами и угнетателями и тем самым очистить свою совесть перед Богом.

6. Образ народного заступника Григория Добросклонова. Этот новый герой появляется в последней четвертой части в момент подавленности крестьян, запевших песню «Голодная» после того, как услышали легенду о страшном крестьянском грехе — грехе

Предательства. Значит, противоречия в мышлении народа настолько сильны, что крестьяне не смогут добиться счастья без помощи людей развитого сознания. Именно таким развитым и образованным и представлен Гриша среди собравшихся крестьян.

Сын деревенского дьячка, рано осиротевший, он учится в семинарии, не теряя связь с бедным крестьянством.

Лучшие черты его морально-психологического облика: связь с землей, тяга к знаниям, оптимизм, уважение к труду и готовность к самопожертвованию.

Интересно, что имущественно богатые герои поэмы показаны несчастными по своей неудовлетворенности и в глазах крестьян, начавших понимать, что иметь только материальный достаток не означает быть счастливым. Для полного счастья не достаточно только внешнего благополучия. В этом свете образ Гриши как единственного бесспорного счастливца выглядит особенно интересно. Можно не иметь внешнего покоя и богатства, но если иметь достойную цель и внутреннюю уверенность в себе, то это делает человека счастливым и сильным. Счастье как соучастие в жизни людей и следование благородным целям—к этому ведет Некрасов героев и читателей. Единство целей и средств их достижения, т. е. гуманизм не только целей, но и средств, равновесие слова и дела, мотивов и поступков, т. е. гармония личности и составляет счастье Гриши Добросклонова. В отличие от руководителя подполья Рахметова и от трагически одинокого Базарова, Гриша показан как юный поэт и философ революции, труженик, влюбленный в жизнь, революционер-просветитель, в котором Некрасов воплотил надежду. Ему только 15 лет, поэтому Гриша — это солнышко на восходе.

Цель Гриши — не политическая революция, а внесение в народ сознания его значения и величия, т. е. цель просветительская. Образ Гриши — это особый тип революционера-демократа 70-х годов XIX века.

Интересно, что сельская учительница Малоземова, прочитав первые главы поэмы, написала Некрасову о себе как о вполне счастливом человеке: «Радость удовлетворения я нахожу в скромной деятельности просветителя народа». Некрасов ей ответил: «Счастье, о котором вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы».

Итак, если образы и судьбы крестьян показывали попытки различных путей достижения счастья, то образом и судьбой Гриши Некрасов дал ответ на вопрос о счастье, поставленный в заглавии и развернутый в содержании поэмы.

Поэма «Кому на Руси...» звала к счастью, но честно предупреждала о серьезных трудностях этого пути («чахотка и Сибирь») и призывала к личному мужеству и личной ответственности за свое и общее счастье. Поэма завершается песней о Руси, в которой высшая идея: хотя Русь убогая и всесильная одновременно, Некрасов предчувствует будущее — прозрение и могучее пробуждение народа:«Рать подымается неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая!».


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Жизнь помещиков (по поэме “Кому на Руси жить хорошо")
    Н.А.Некрасов написал замечательную поэму “Кому на Руси жить хорошо”. Ее написание было начато в 1863 году – через два года после отмены крепостного права в России. Именно это событие и стоит в центре поэмы. Главный вопрос произведения можно понять из...смотреть целиком
  2. Есть женщины в русских селеньях...
    Я лиру посвятил народу своему. Н. А. Некрасов Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил...смотреть целиком
  3. В поисках народного счастья
    Высокие представления Некрасова о совершенной жизни и совершенном человеке заставили его написать великую поэму "Кому на Руси жить хорошо". Над этим произведением Некрасов работал многие годы. Поэт отдал этой поэме часть своей души, вложив...смотреть целиком
  4. Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» писалась Некрасовым в послереформенную эпоху, когда стала ясна помещичья сущность реформы, обрекшей крестьян на разор и новую кабалу. Основная, пронизывающая всю поэму идея – идея неизбежности крушения несправедливого...смотреть целиком
  5. Художественное своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
    Тема сочинения: Художественное своеобразие поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» — широкое эпическое полотно, проникнутое горячей любовью к родине, народу, что придает ей ту лирическую теплоту, которая согревает и оживляет весь поэтический строй произведения....смотреть целиком
  6. Образы помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Сюжетной основой поэмы “Кому на Руси жить хорошо” становятся поиски счастливого на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. А потому не...смотреть целиком
  7. Композиционная форма поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
    Заслуживает особого внимания вопрос о первом «Прологе». В поэме есть несколько прологов: перед главой «Поп», перед частями «Крестьянка» и «Пир — на весь мир». Первый «Пролог» резко отличается от других. В ней ставится проблема, общая для всей поэмы «Кому...смотреть целиком