Страница: [ 1 ]  2  

Тема «народного заступника» проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос «Что делать?». Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении. К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для счастья всех? — спрашивал он себя. Поэт считал, что для разрешения этих вопросов нужны люди, способные вступить в борьбу и повести за собой других. Такие характеры он показал в образах Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия Корчагина, Гриши Добросклонова. В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Он живет нищенской жизнью, как и все крестьянство, но отличается непокорным нравом. Яким готов постоять за свои права. Вот как говорит он о народе:



У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна — и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям.



Ермила Гирин — мужик, которого сам народ выбрал бурмистром, признав его справедливость. Еще писарем Ермила завоевал авторитет у народа за то, что



… он и посоветует

И справку наведет;

Где хватит силы — выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмет!



Но и Ермила провинился: выгородил младшего брата из рекрутчины, однако народ простил ему это за его искреннее раскаяние. Только совесть Ермилы не успокоилась: он ушел из бурмистров, нанял мельницу. И снова народ полюбил его за хорошее обращение, за ровное отношение к помещику и бедняку, за доброту.

«Седенький попик» так характеризует Ермилу:



Имел он все, что надобно

Для счастья и спокойствия,

И деньги, и почет,

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою.

Умом и добротой.



Из высказывания попа видно, что Гирин добился почета «правдой строгой», «умом и добротой». Его волнует отношение к нему народа, но сам Ермила судит себя еще более строго. Он стремится облегчить положение крестьян, помочь им материально, хотя сам еще не был готов к революционному выступлению. Гирин удовлетворен уже тем, что его совесть чиста, что он хоть немного облегчает жизнь других.

Савелий-богатырь представляет другой тип русского мужика. Он воплощение силы, мужества. Несмотря на розги и каторгу, он не смирился со своей участью. «Клейменый, да не раб» — говорит он о себе. Савелий воплощает лучшие черты русского характера: любовь к родине и народу, ненависть к угнетателям, чувство собственного достоинства. Его любимое словечко — «наддай» — помогает увидеть в нем человека, умеющего подбодрить товарищей, сплотить, увлечь. Савелий из тех, которые за «вотчину стояли хорошо». Вместе с мужиками он казнит ненавистного управляющего, немца Фогеля. Такие, как Савелий, не будут стоять в стороне в момент крестьянских волнений.

Наиболее сознательным из «народных заступников» является Гриша Добросклонов. Он посвящает всю свою жизнь борьбе, живет среди народа, знает его нужды, имеет образование. Будущее России, считает поэт, за такими, как Гриша Добросклонов, которым «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь». В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее:



Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего.



В минуту унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.



В рабстве спасенное

Сердце свободное —

Золото, золото

Сердце народное!



Образ Гриши Добросклонова помогает понять, что по-настоящему счастлив тот, на чьей стороне правда, на кого надеется народ, кто выбирает себе честную дорогу, являясь «народным заступником «.


Николай Алексеевич Некрасов вошел в русскую поэзию как «народный печальник». Народная поэма стала одной из центральных в его творчестве. Но поэт никогда не был простым бытописателем, его как художника прежде всего волновала драма народа.

В поэме «кому на Руси жить хорошо» народным «заступником» предстал сам автор, который не только уже фактом создания этого произведения выразил отношение к народу, но смог понять его душу, по-настоящему раскрыть его характер. Тема народного заступничества широко представлена в поэме. Заступник – одно из его ключевых слов. Народный заступник – тот, который не просто жалеет, сочувствует крестьянам, но служит народу, выражает его интересы, действиями и поступками подтверждая это. Я думаю, что образ такого человека – не единственный в поэме. Его черты преломились в ЕрмилеГирине, Савелии, Грише Добросклонове, отчасти в Якиме Нагом.

Так, Гирин выступил реальным защитником мирских интересов: отстоял мельницу, которая была нужна всем. Он искренне, с чистыми помыслами обратился за помощью к народу, и люди собрали ему деньги, полностью доверяя и не жалея последних копеек. Потом Ермил рассчитался со всеми. О его честности, бескорыстии говорит то, что «рубль лишний», который у него остался, он не происвоил себе, а, не найдя хозяина, отдал деньги слепым. Как же завоевал Гирин почет и уважение почти всей округи? Ответ короткий: только «правдою». Тянулись люди к нему и когда Ермил занимал должности писаря и бурмистра, Он «всему народу люб» был потому, что к нему всегда можно было

обратиться за помощью и советом. И Ермил никогда не требовал награды:



«Где хватить силы – выручит,

Не спросит благодарности,

И дать так не возьмет!»



Только один раз произошел случай, когда герой, что называется «покривил душой» Гирин «повыгородил» из рекрутчины своего брата, вместо которого в солдаты пришлось идти другому человеку. Осознание того, что поступил он нечестно, несправедливо, приводит Гирина чуть ли не к самоубийству. И только покаяние при всем народе освобождает его от мук совести. Рассказ о Ермиле Гирине неожиданно обрывается, и мы узнаем, что он все же пострадал за народное дело, его посадили в острог. Нельзя не отметить еще одного народного героя – Якима Нагого. Казалось бы, ничего необычного в его судьбе нет:

когда-то он жил в Питере, из-за тяжбы с купцом попал в тюрьму. Затем вернулся на родину и стал пахарем. Лучше самого Некрасова не представить этот образ, ставшим обобщенным образ русского крестьянина:



«Грудь впалая, как вдаленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;…»



Но в глазах людей Яким был особенным человеком: во время пожара он кинулся спасать не деньги, а картинки, которые любовно собирал для сына и сам завороженно смотрел на них. Рассказывая об этом, своеобразном народном «коллекционере», Некрасов так же приоткрывает страницу жизни крестьянина, в которой не только работа и «питье» могли

быть главными. Образ народного заступника ярко воплотился в Савелии, богатыре святорусском. Уже в самом этом определении заложен смысл: богатыри в былинах всегда были заступниками земли русской. Савелий обладает могучей физической силой. Но

Некрасов показывает, что не только на этом основано богатырство корежского крестьянина – Савелию присущи воля, терпение, упорство, чувство собственного достоинства. Этот герой – бунтарь, он способен к протесту. Однако его «заступничество»

выразилось не только в том, что он избавил Корежину от немца, замучившего крестьян поборами. Савелий еще и своеобразный народный философ, подвижник. Его религиозность, способность к покаянию являются символами высокой народной нравственности. Главная молитва Савелия – о народе:



«За все страдное, русское

Крестьянство я молюсь!»



Гриша Добросклонов в поэме тоже является народным заступником. Еще в детстве он проникся острой жалостью и любовью ко всей «вахлачине». Хотя Некрасов прямо не говорит, но представляется, что «заступничество» будет действенным, он действительно сможет изменить жизнь народа. Перед Гришей открыта дорога, по которой идут



Лишь души сильные,

Любвиобильные,

На бой, на труд

За обойденного,

За угнетенного.



Этот герой отмечен «Печатью божьего дара» По Некрасову, способен пострадать, пожертвовать жизнью для народа.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Образы крестьян в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое по-ложение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, «кому живется весело, вольготно на Руси»,...смотреть целиком
  2. Образы Матрены Тимофеевны и Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Матрена Тимофеевна и Савелий. Для раскрытия характера крестьянки Матрены Тимофеевны, ее внутреннего мира Некрасов использует форму исповеди. Как известно, право на исповедь получал обычно герой, близкий автору, отличавшийся напряженной интеллектуальной...смотреть целиком
  3. Образы помещиков в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
    В поэме"Кому на Руси жить хорошо" Некра- сов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем обществен- но-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа,его заби- тость,темноту.На...смотреть целиком
  4. Народ — герой поэмы "Кому на Руси жить хорошо"
    В центре великого произведения Н.А.Некрасова находится собирательный образ главного героя — народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают...смотреть целиком
  5. Значение образа Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Матрена Тимофеевна – крепостная женщина, где-то тридцати восьми лет, трудолюбивая, которая не тратит время зря, а работает, не покладая рук. «Губернаторша» рассказывает про свое, как она считала, счастливое детство и жизнь в девках, хотя ей пришлось...смотреть целиком
  6. Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» писалась Некрасовым в послереформенную эпоху, когда стала ясна помещичья сущность реформы, обрекшей крестьян на разор и новую кабалу. Основная, пронизывающая всю поэму идея – идея неизбежности крушения несправедливого...смотреть целиком
  7. Описание образа русской женщины в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям века". Его муза — родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это...смотреть целиком