Матрена Тимофеевна и Савелий. Для раскрытия характера крестьянки Матрены Тимофеевны, ее внутреннего мира Некрасов использует форму исповеди. Как известно, право на исповедь получал обычно герой, близкий автору, отличавшийся напряженной интеллектуальной жизнью. У Некрасова же едва ли не впервые в качестве такого героя предстает простая крестьянка. Она оказывается наделенной таким духовным богатством, таким пониманием жизни и людей, что поэт считает возможным полностью доверить ей повествование. Ни один из некрасовских героев не пользуется так широко и умело почти всеми жанрами устного народного творчества, как Матрена Тимофеевна.

Одно это свидетельствует о ее несомненной талантливости (недаром одним из прототипов некрасовской героини была замечательная народная поэтесса — «вопленица» Ирина Федосова). Не менее важно, что именно Матрена Тимофеевна оказалась в состоянии рассказать странникам о Савелии, его жизни, мыслях, поучениях, которые произвели на нее огромное впечатление, повлияли на формирование ее нравственных убеждений. Учитель и ученица — так можно обозначить отношения Матрены Тимофеевны и Савелия.

Савелий также является художественным открытием Некрасова. Века крепостничества не смогли убить народного стремления к свободе. Крестьянский бунт, убийство жестокого управителя Фогеля, каторга — таков жизненный путь богатыря Савелия. Он активный борец не столько за свои личные интересы, сколько за интересы общественные, народные. В этом отношении очень показательно сравнение Савелия с Иваном Сусаниным. Не идеализируя Савелия, Некрасов создает образ, где сочетаются противоречивые черты: богатырское терпение «до поры», социальная активность, способность к бунту — и религиозность, отказ от борьбы к концу жизни, психологическая надломленность, приводящая к проповеди смирения. Так реалистически правдиво были воссозданы те типические черты русского патриархального крестьянства, которые проявились даже во время революции 905 г., как об этом сказано в статьях а о Л. Толстом.

Образ народного заступника. Эта тема, представленная и в лирике Некрасова, проявляется уже в Части Первой поэмы. Там в одном из важнейших авторских отступлений Некрасов, упомянув Белинского и Гоголя, писал с нескрываемым волнением:

* «То имена великие,
* Носили их, прославили
* Заступники народные!»

Наиболее полно мысль о необходимости теснейшей связи революционно-демократической интеллигенции с народом нашла воплощение в образе Гриши Добросклонова, который появляется в «Пире — на весь мир». Последняя (по времени написания) часть поэмы создавалась в 876 г., когда уже выяснилась неудача «хождения в народ».

Некоторая часть народнической интеллигенции даже разочаровалась в народе, который не откликнулся немедленно на социалистическую пропаганду. Именно в этот напряженный период, в преддверии второй революционной ситуации Некрасов пишет «Пир — на весь мир», настаивая на необходимости вести постоянную и кропотливую работу среди народа. Решить эту насущную задачу должны люди, которым народ доверяет, которые сроднились с ним, стали близкими, действовали бы так, как Гриша Добросклонов. Крестьяне воспринимают его как своего, как выразителя и истолкователя их надежд, настроений, интересов. Вместе с тем Некрасов, верный жизненной правде, показал, что уровни сознания Добросклонова и крестьян все же не пересекаются.

Необходимо учитывать, что широко известные строчки, которыми чаще всего пользуются при характеристике Гриши Добросклонова:

* «Ему судьба готовила
* Путь славный, имя громкое …»,

в новейшем и наиболее авторитетном академическом Полном собрании сочинений и писем Некрасова выведены из основного текста и помещены лишь в разделе «Варианты» так как сам поэт на раннем этапе работы вычеркнул их и более к ним не возвращался. в состоянии понять глубинный смысл Гришиной пропаганды, хотя он стремится сделать ее максимально простой и доступной для понимания. Если бы странники могли подняться до уровня Гриши Добросклонова, цель поисков была бы достигнута, и они могли бы с чистым сердцем, найдя счастливого, вернуться домой: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, //Если б знать могли они, что творилось с Гришею». Но знать этого они не могли, поэтому поэма не заканчивается, впереди у странников еще долгий путь, а к чему он приведет — неизвестно, потому что Некрасов поэмы не дописал. Возможно, трудности возникали как раз потому, что сама действительность еще не подсказывала жизненно убедительного финала.

Похожие сочинения

  1. Проблема народного счастья в поэме некрасова «Кому на руси жить хорошо»
    Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье — в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила Сила в ней скажется Несокрушимая! Убогого и темного Душа, что туча черная, Быть...смотреть целиком
  2. Тема женской доли в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов продолжает развивать ведущую тему своего творчества – тему женской доли. Поэт в своем произведении создает обобщающие картины народной жизни пореформенной России и с горечью показывает, как по-прежнему...смотреть целиком
  3. Тема народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    В поэме-эпопее “Кому на Руси жить хорошо” (1863—1877) Н. А. Некрасов изобразил жизнь русского крестьянства в пореформенную эпоху. В произведении поставлена проблема народного счастья. В стихотворении “Элегия” вопрос о народном счастье звучал риторически: ...смотреть целиком
  4. Образы крестьян в поэме "Кому на Руси жить хорошо"
    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое по-ложение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, «кому живется весело, вольготно на Руси»,...смотреть целиком
  5. Мотивы лирики Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Н. А. Некрасова по праву можно считать народным поэтом, ведь не случайно столь многообразные, сложные по своей художественной структуре мотивы его лирики объединены темой народа. Стихи рассказывают о жизни крестьян и городской бедноты, о тяжелой женской...смотреть целиком
  6. Широкая социальная панорама в поэме «Кому на Руси жить
    Всю жизнь вынашивал Н. А. Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, т. е. книгой полезной, понятной народу и правдивой, отражающей самые важные стороны его жизни. По словечку в течение 20 лет накапливал он материал для этой книги,...смотреть целиком
  7. Раздумья семи эпических мужиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Раздумья семи эпических мужиков... стали общенародными. Красота эпической замкнутости действия поддерживается словами Григория Добросклонова о цели его жизни, которые даже в форме выражения совпадают со спором семи мужиков в прологе. Цель жизни...смотреть целиком