Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма "Кому на Руси жить хорошо". В ней много балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество по¬разительной силы и меткости выражений. Лучшее в поэме — отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы — "Пир на весь мир", заканчивающаяся знаменитыми словами: "Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь", и бодрым возгласом: "В рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное".
Старая Русь в поэме предстает многолико. Поиск счастья в Дырявино, Неелово, Неурожайко заведомо обречен на провал, странники-правдоискатели идут по замкнутому кругу. В этом кру¬ге галерея образов. Каждый несчастен по-своему. Помещик Оболт-Оболдуев страдает искренне. Еще бы, "поля — недоработаны, посевы — недосеены, порядку нет следа!". Как жаль, что минули "времена боярские", когда "дышала грудь помещичья свободно и легко" и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепостными свободно:

Кого хочу — помилую,
Кого хочу — казню.
Закон — мое желание!
Кулак — моя полиция!

Бедный помещик, он так страдальчески плачет в конце своей исповеди! Ведь он карал, любя.
А вот князь Утятин, Последыш, действительно счастлив. Идиотский спектакль, который за вознаграждение разыгрывают его бывшие холопы, вполне его устраивает. Самодур пьет шам¬панское без меры, "красивых снох пощипывает", осмеивает своих сыновей и их жен. "Господский срок — вся жизнь раба!" Ему как сладкая музыка слова бурмистра

Вам на роду написано
Блюсти крестьянство глупое,
А нам работать, слушаться,
Молиться за господ!

Последыш умрет от очередного удара, но радость кресть¬ян будет преждевременной, так как с его смертью "пропала лас¬ка барская".
Он, как "и помещик, тоскует по крепостничеству, отверг свобо¬ду и остался с милостивым барином. Приятный человек барин, а то, что порой запрягает в телегу вместо лошади или в про¬руби купает, так что ж — шаловлив барин. Зато потом водкой отогреет и целковый подарит.
Если вдуматься и соотнести поэму Некрасова с тем, что ждет российского крестьянина в будущем, то можно и поспо¬рить с поэтом. Известно, к чему привела власть нищих и ра¬бов, как были записаны в кулаки и уничтожены все крепкие "фермеры", а это привело к тому, что Россия вынуждена поку¬пать хлеб за границей. Изобильные в период старой Руси ба¬зары и лавки нынче насыщены скверными продуктами, синте¬зированными за рубежом, крестьянства как такового практичес¬ки нет. Тот же факт, что в поэме выведены жестокие самоду¬ры, вовсе не говорит о том, что большинство помещиков и дво¬рян были такими. Напротив, они составляли элиту российского народа. Именно дворяне вышли на Сенатскую площадь, имен¬но они были сосланы "во глубину сибирских руд", где хранили гордое терпение.- Не пьяное мужичье, не крестьянское быдло, способное только на кровавые бунты, а "князья и графья".
. Но эта точка зрения весьма спорна. Во времена Н.А. Не¬красова пафос его'поэмы был смелым, новаторским. Поэт хо¬тел понять, почему народ, получивший свободу, несчастлив. (Это, кстати говоря, хотелось бы понять и сейчас, когда сво¬бода слова и торговли превратилась в свободу умирать от го¬лода.)
Поэма не была окончена. Семь мужиков-странников — сим¬волический образ России. В произведении, написанном стара¬тельно, как публицистическая статья, нашли свое выражение .многие социальные проблемы того времени.

Так что эпопея народного поэта интересна традиционнос¬тью народного эпоса, фольклорными вставками, но никак не идеологией.