Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): No space left on device in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch/files/cache//_authors/nekrasov_n_a/_story/komy_na_rusi/znachenie_obraza_matreni_timofeevni_v_poeme_komu_na_rusi_zhit_horosho/mysoch_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch/files/_script/kratkoe_cache.php on line 102

Матрена Тимофеевна – крепостная женщина, где-то тридцати восьми лет, трудолюбивая, которая не тратит время зря, а работает, не покладая рук. «Губернаторша» рассказывает про свое, как она считала, счастливое детство и жизнь в девках, хотя ей пришлось уже в семь лет помогать родителям. Но зато с молодого возраста Матрена Тимофеевна стала хорошей работницей. Выдали Матрену Тимофеевну замуж за Филиппа, и попала она « с девичьей холи в ад». Пришлось ей терпеть и свекра со свекровью и работать, как раба. Но она не унывала и забывала о своем горе, когда:

« Зимой пришел Филиппушка,
Привез платочек шелковый,
Да прокатил на саночках
В Екатеринен день».

Но жизнь в семье мужа было еще не самое страшное, что ее ожидало. Тем более родитель свекра-батюшки Савелий жалел МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА. Но именно он стал виноват в ее самом большем горе, потери первого сына – Демушки. Она очень страдала из-за этого:

« Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася…»

Так еще приехали судья из города, и «Губернаторше» пришлось еще больнее, когда врач « терзал» тело ее сына. МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА обвиняли в убийстве сына. Не каждый бы выдержал такое, ей было трудно, но она перестала бояться уже свекра со свекрвью. МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА не сошла с ума и хоть через долгое время, но все-таки она оправилась после этого горя. Стали рождаться еще дети, МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА приходилось опять много работать. Но многое еще ожидало ее. У нее умерли родители, которых она очень любила и МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА сильно переживала, что стала сиротой.

Прошло несколько лет и пришло новое горе. Была беременна МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА Лиодорушкой. Мужа ее Филлипушку забрали в солдаты. Не стало в их семье кормилица и заступника. А соседи «Губернаторшу» не жалели.

Не выдержала тогда МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА, не стала все терпеть, а решила сама за свое счастье бороться. Отправилась она к губернатору просить за Филлипушку. И около дома губернатора « Да, видно, надоумила Владычица!» бросилась МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА в ноги к губернаторше. Это и изменило ее жизнь, после этого случая МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА стали звать « Губернаторшей», и она сама добилась своего счастья. Помогло ей еще то, что губернаторша: « Добра была, умна была…». МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА опять пришлось страдать, но теперь она боролась и смогла отстоять свое счастье. Оказалось, что даже крепостная женщина может чего-то добиться.

Но это счастье не окупило тех страданий, которые пришлось пережить ей в своей жизни. И, наверное, это еще не последнее испытание «губернаторши». МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА страдала и перенесла не меньше чем любой крестьянин, хотя она была женщиной. Жизнь ее состояла из мучений, с которыми приходилось ей справляться. МАТРЕНА ТИМОФЕЕВНА была сильной женщиной, так как она все вытерпела и не опустила рук. Сама Тимофеевна говорит: А то, что вы затеяли

Не дело – между бабами
Счастливую искать!…»

Поэта с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении «В дороге» рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил «ее на село — знай-де место свое, ты, мужичка». Девушку насильно выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. По существу это новелла в стихах — рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу:

Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!
Перед нами не просто диалог седока с ямщиком, а горькая, трагическая песня.
Скучно! Скучно! ...
Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой...

Удивительно, но многие стихотворения Некрасова стали народными песнями. Вот стихотворение «Тройка», рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой любуется автор.

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Сердце девушки жаждет счастья, любви, но другая доля суждена ей:
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь.
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг».

Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения «В полном разгаре страда деревенская...»
С благоговением писал Некрасов о матерях, рассказывая о печальной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.

О слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении «Внимая ужасам войны». А поэма «Орина, мать солдатская» рассказывает о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой:
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!

Орина вспоминает, что ее Иванушка «здоровенный был детинушка», что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами:
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!

Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных и бесстрашных жен декабристов. Екатерина Трубецкая и Мария Волконская принадлежали к кругам высшей знати. И вот эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, к своим мужьям, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.

Иркутский губернатор пытается задержать княгиню Трубецкую, пугая ее «острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути». Однако на его слова: «И что же?., бежите вы за ним, как жалкая раба», — Екатерина Трубецкая отвечает.
Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена!
Пускай горька моя' судьба — Я буду ей верна!

Образы Трубецкой и Волконской воплощают героические черты характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.
Перед нами один за другим прошли образы русских женщин, созданные поэтом. Это и Катеринушка, стремящаяся к счастью, и красавица Дарья, и Матрена Тимофеевна, в сердце которой зреет гнев за обиды смертные; это и жены сосланных в Сибирь декабристов. Образы эти яркие, выразительные, запоминающиеся. Русская женщина предстает во всем многообразии ее переживаний, с удивительной красотой ее многострадальной души.

Похожие сочинения

  1. Кому на Руси жить хорошо
    ...Большое счастье выпадает на долю тех, которые еще в ранней молодости находят самих себя и свои основные целевые устремления. Г. Кржижановский Николай Алексеевич Некрасов — замечательный русский поэт, произведения которого посвящены народу....смотреть целиком
  2. Проблема народного счастья в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы — собирательный образ русского...смотреть целиком
  3. Характеристика образа Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Одного из главных героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» — Савелия — читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика: С большущей сивой...смотреть целиком
  4. Литературный жанр социально-философской поэмы
    Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав писать «по горячим следам», то есть сразу после реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся народе, Некрасов бесконечно...смотреть целиком
  5. Женский образ в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?”
    Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н.А. Некрасов Н.А.Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он...смотреть целиком
  6. Анализ легенды из поэмы Н. А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
    Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов пишет о судьбе народа, о его жизни, быте, о радостях и горестях народа. Таким произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?»....смотреть целиком
  7. Художественное исследование народной жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. Она является глубоким художественным исследованием народной жизни, поднимает важнейшие проблемы эпохи. Для того чтобы ответить на вопрос,...смотреть целиком