Первые строфы «Евгения Онегина» возникли еще в Кишиневе в 1823 г. Работа над романом развертывается в Одессе и в Михайловском. «Евгений Онегин» писался Пушкиным более семи лет. «Евгений Онегин» - самое задушевное произведение Пушкина, в нем нашли свое воплощение заветные думы и чувства поэта, его размышления над современной ему жизнью, его взгляды, его нравственный идеал. Следует также помнить, что роман начат был им в годы подъема декабристского движения, а завершен уже после разгрома декабристов, в обстановке николаевского режима. В годы создания романа Пушкину пришлось пережить ссылку, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России того времени. И если первые песни «Евгения Онегина» проникнуты жизнерадостными настроениями, то в последующих песнях постепенно усиливаются трагические мотивы. Роман явился

* С душою, полной сожалений,
* И опершися на гранит,
* Стоял задумчиво Евгений,
* Как описал себя пиит.
* Все было тихо; лишь ночные
* Перекликались часовые;
* Да дрожек отдаленный стук
* С Мильонной раздавался вдруг…
* А. С. Пушкин

для Пушкина плодом «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

«Евгений Онегин» - это «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная поэту действительность. Пушкин обращает русскую литературу к важным вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20-х годов XIX в.

В «Евгении Онегине» показаны и столица, и провинция, и деревня, и город. Вспомните описание петербургского утра, намечающее содержание физиологических очерков 40-х годов:

* Встает купец, идет разносчик,
* На биржу тянется извозчик,
* С кувшином охтенка спешит,
* Под ней снег утренний хрустит…
Точными деталями Пушкин напоминает о характере жизни крепостной деревни, крестьянства. Онегин «ярем барщины старинной оброком легким заменил», Гвоздин - «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков». Судьба няни Татьяны освещает крестьянский семейный быт. Облик усадебной деревенской жизни дополняется реалистическими картинами русской природы всех времен года.

На этом широком фоне воссоздана в «Евгении Онегине» драматическая судьба лучших людей пушкинского времени - передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа - Евгении Онегине и Ленском.

Образ Евгения Онегина обобщает собой все, что Пушкин стремился воплотить в образах кавказского пленника и Алеко. Как и они, он не удовлетворен жизнью, устал от нее, чувства его охладели. Но теперь перед нами не условный романтический герой. Онегин - социально-исторический, реалистический тип: молодой человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и определенной общественной средой конца 10-х - начала 20-х годов.

Хотя Онегин учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Пустота жизни мучает Онегина, он во всем разочаровывается, впадает в хандру. В его настроениях поэт отмечает кризис старых идеалов жизни, восходящих к XVIII в. Вместе с тем Онегин - сын своей среды. Он вырос в типичных условиях жизни столичной дворянской молодежи, ему свойственны светские предрассудки, жертвой которых становится Ленский. Онегин живет «без цели, без трудов». Его охлажденный ум все подвергает сомнению, ничто не увлекает его. В Онегине есть «души прямое благородство», он искренне привязывается к Ленскому, но вообще он презирает людей, не верит в их доброту и сам губит друга. Он человек мыслящий и свободолюбивый, но романтические пламенные чувства, резкость политического протеста ему не присущи, как грибоедовскому Чацкому. В деревне Онегин ведет себя как гуманный человек по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой; его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Все же в любви Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это еще не совсем потухший, охладевший ко всему человек, и нем еще кипят силы жизни, что, по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. В герое пушкинского романа слились самые различные элементы, из которых складывался облик дворянской интеллигенции 20-х годов. В Онегине зарождается «лишний человек», что будет роднить его с Печориным, потом развернется в персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова.

В противоположность Онегину в образе Ленского нарисован другой - романтический тип дворянской интеллигенции 20-х годов. Если духовное развитие Онегина складывалось под влиянием главным образом идей литературы века Просвещения, то Ленский

* …из Германии туманной
* Привез учености плоды…
* Дух пылкий и довольно странный…

Он «поклонник Канта и поэт». Настроение Ленского связано с романтическим мировоззрением. Если Онегиным владеет прежде всего разум, да еще охлажденный опытом жизни, то в Ленском, напротив, преобладает чувство над разумом; Ленский живет сердцем. Если Онегин относится ко всему с сомнением, то Ленский проникнут верой в человека, в любовь, дружбу, во все, в чем разочаровался его старший и годами и опытом жизни друг.

Но Онегина с Ленским сближают вольнолюбие, высокое понимание личности человека, хотя у Онегина индивидуализм часто приобретает эгоцентрические черты, тогда как Ленский готов пожертвовать собой за счастье человечества. В одном из черновиков Пушкин замечает, что Ленский «мог быть повешен, как Рылеев», Ленского Пушкин сближает с декабристами. Романтическая юношеская восторженность Ленского, его вера в людей, в добро, романтическая мечтательность и пылкость были присущи многим юношам-декабристам - А. И. Одоевскому, Е. П. Оболенскому, В. К. Кюхельбекеру. В образе Ленского Пушкин передает и такую особенность многих декабристов-романтиков, как сочетание возвышенных идеалов со слабым знанием жизни, оторванность от реальной действительности, которая так горько разочаровала их.

Пушкин считал возможным и другой конец для Ленского - превращение Ленского в человека типа гоголевского Манилова. Белинский именно подобный конец и предрекал Ленскому. Тут можно с Белинским не согласиться. Ленский - настоящий романтик.

Пушкин глубоко сочувствует своему герою, мечтам его юности. Поэту были дороги в Ленском «жажда знаний и труда, и страх порока и стыда», благородные понятия о чести и романтическая возвышенность чувств, присущая, например, лицейскому другу Пушкина поэту-декабристу Кюхельбекеру, с которым в юные годы они вели беседы «о Шиллере, о славе, о любви». Мицкевич даже находил в Ленском самого «Пушкина в одну из эпох жизни его».