Кроме главных действующих лиц, Онегина и Татьяны, в романе Пушкина живет множество людей, самых различных по характеру и положению, показанных автором то довольно близко и подробно, то очерченных слегка, двумя-тремя словами. Больше всего рассказано о Ленском, его кратковременной жизни и грустной судьбе. В его лице Пушкин дал художественное изображение очень распространенного тогда типа юного восторженного романтика. Ленский очень молод, ему всего 18-19 лет. Он талантливый поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передовые: мечты о свободе народа, «вольнолюбивые мечты», как называет их Пушкин…

Но, несмотря на свое довольно солидное по тому времени образование (он обучался в германском университете, в Геттингене), Ленский, как настоящий романтик, не только совсем не знает жизни, но и не стремится узнать ее. Изучение действительности ему заменяет безотчетная, но непоколебимая вера его в романтические идеалы: высокую дружбу, вечную идеальную любовь…

* Он верил, что душа родная
* Соединиться с ним должна,
* Что, безотрадно изнывая,
* Его вседневно ждет она;
* Он верил, что друзья готовы
* За честь его принять оковы
* И что не дрогнет их рука
* Разбить сосуд клеветника…

Когда он встречает в жизни противоречия своим идеалам, он приходит в уныние, в отчаяние, изливает свои чувства, свое «разочарование» в элегических стихах или же, как человек необыкновенно горячий и решительный, сразу пускается на самые необдуманные действия. Так, увидав на именинах Татьяны ухаживания Онегина за Ольгой, он немедленно делает вывод об ее измене, о ее хитрости, обмане. Он готов ее ненавидеть, так же как и своего коварного друга, которому он на следующий же день без всяких предварительных объяснений посылает вызов на поединок. Скоро он убеждается в полной неосновательности своих подозрений: Ольга так же любит его, как и раньше.

* Исчезла ревность и досада
* Пред этой ясностию взгляда,
* Пред этой нежной простотой,
* Пред этой резвою душой!..
* Он смотрит в сладком умиленье;
* Он видит: он еще любим…

Казалось бы, теперь для дуэли нет оснований. Но нет! Романтическое воображение пылкого Ленского создает ему небывалую картину того, как «развратитель» Онегин искушает молодое сердце его невесты, подобно презренному ядовитому червю, который подтачивает стебелек лилии… И, полный этих столь далеких от действительности, но несомненных для него предположений, Ленский, «кипя враждой нетерпеливой» к своему вчерашнему другу, становится под пулю холодного и равнодушного ко всему Онегина…



Пушкин очень верно и художественно реалистично показал образ настоящего романтика и его судьбу. Когда человек основывает свои действия не на внимательном изучении жизни и размышлении о ней, а только на непосредственных горячих чувствах да на созданных им для себя беспочвенных и не проверенных жизнью высоких «идеалах» - последствия бывают если не всегда такими трагическими, как у бедного Ленского, то всегда грустными, тяжелыми как для самого человека, так и для окружающих…

Пушкин говорит о Ленском не с осуждением, а с любовью и глубоким сожалением. Ведь это был не только наивный, пылкий и безрассудный юноша, но и благородный, душевно чистый человек, полный «вольнолюбивых» надежд, жажды труда, знаний,- и притом талантливый поэт. «Друзья мои, вам жаль поэта»,- говорит Пушкин, описав раннюю гибель Ленского, и продолжает:

* …Где жаркое волненье,
* Где благородное стремленье
* И чувств и мыслей молодых,
* Высоких, нежных, удалых?
* Где бурные любви желанья,
* И жажда знаний и труда,
* И страх порока и стыда,
* И вы, заветные мечтанья,
* Вы, призрак жизни неземной,
* Вы, сны поэзии святой!

Но тут же Пушкин указывает и на другую возможную судьбу поэта-романтика. Если бы он, растеряв при столкновении с подлинной жизнью, ее трудностями и противоречиями свои «высокие идеалы», свою «веру» (а это было неизбежно, так как эти идеалы не основывались на изучении, познании жизни), не нашел в самой жизни новых, реальных идеалов, осуществимых задач, то он неминуемо превратился бы мало-помалу в обывателя, пошляка:

А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел.

* Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался б с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стеганый халат; Узнал бы жизнь на самом деле, Подагру б в сорок лет имел, Пил, ел, скучал, толстел, хирел, И наконец в своей постеле Скончался 6 посреди детей, Плаксивых баб и лекарей.

Это настолько типичная судьба восторженного мечтателя, столкнувшегося с реальной жизнью, что позже, в 1840-х годах, этот «обыкновенный удел» поэта-романтика сделался главной темой целого романа - «Обыкновенная история» И. А. Гончарова.