«Евгений Онегин» А. С. Пушкина — произведение, в котором впервые в истории русской литературы с необычайной широтой и правдивостью был создан конкретно-исторический и одновременно поэтиче­ский образ эпохи XIX века. В. Г. Белинский назвал этот роман «энциклопедией русской жизни».

«Евгений Онегин» — реалистическое произведе­ние. Его главный герой, Евгений Онегин, — типичный представитель молодежи XIX века. Невероятно ши­рок план изображения событий: Пушкин показывает читателю жизнь барской Москвы, русской провин­ции, светского и трудового Петербурга. Жизнь пока­зана в развитии, во всем ее многообразии и единстве одновременно. Благодаря введению большого числа персонажей (в том числе друзей автора, деятелей культуры, знаменитостей той эпохи, например: « Что там уж ждет его Каверин», «Толпою нимф окружена, Стоит Истомина...», «К ней как-то Вяземский под­сел...» и т. д.) создается многолюдность романа. Все эти персонажи мало связаны с главными героями, не принимают участия в действии, они служат для соз­дания того особенного художественного мира, кото­рый характеризуется объемностью, а также значи­тельно расширяют пространственно-временные границы повествования.

Сюжет романа достаточно прост, построен на лю­бовном конфликте: Татьяна Ларина полюбила Онеги­на, ответившего взаимностью лишь спустя годы, ко­гда героиня, уже будучи замужем, не может быть с ним.

Важнейшей композиционной, структурообразую­щей единицей романа является онегинская строфа, которая организует его разноплановое содержание, придает внешнее единообразие. Онегинская строфа имеет свои особенности рифмовки: перекрестная риф­ма, параллельная рифма, двустишие — всего 14 строк. Но есть части, написанные не онегинской строфой: письма Татьяны и Евгения, песня девушек.

Язык романа считается эталоном русского языка, так как в этом сочинении много просторечных, разго­ворных слов.

Очень много лирических отступлений, которые вводят в произведение образ автора, позволяют услы­шать его мнение, помогают выразить свое отношение к герою, придают роману широту, глубину, всеохватность. Тематика лирических отступлений разнооб­разна: это и размышления поэта о собственной судьбе, рассуждения об искусстве, экономике, политике Рос­сии, о любви, природе, его оценка литературных на­правлений, размышления этического порядка.

Сам автор — тоже герой произведения. Его лич­ность важна для понимания идейно-художественного смысла «Евгения Онегина», характеристики героев.

Жанр «Евгения Онегина» сложен, А. С. Пушкин определил его как «роман в стихах» и «свободный ро­ман». Сложность жанра обусловлена лирико-эпичес­кой природой произведения: судьбы главных героев показаны на широком эпическом фоне, а лирические отступления создают лирическое начало. Исследова­тели определяют жанр «Евгения Онегина» как соци­ально-бытовой, социально-психологический и нрав­ственно-философский роман.