Роман “Евгений Онегин” создан с удивительной тонкостью поэтического мастерства, которое нашло выражение и в композиции и в построении сюжета, и в ритмической организации романа. А. С. Пушкин создал роман в стихах, подобно поэме Байрона “Дон Жуан”. Главный герой произведения А. С. Пушкина молодой, привлекательный, очень неглупый человек, дворянин. Пушкин относится к своему герою с симпатией и со значительной долей иронии. В I главе поэт рассказывает о жизни молодого повесы Евгения Онегина в Петербурге. О том как и кем он воспитывался:

* Сперва мадам за ним ходила,
* Потом мосье ее сменил,
* Ребенок был резов, но мил.

В пору юности он вел себя точно так , как молодые люди его круга, то-есть “по-французски совершенно мог изъясняться, легко мазурку танцевал”. Но главной его наукой, признает Пушкин, “была наука страсти нежной”. Жертвой любви, как позднее мы узнаем, и пал Евгений.

Пушкин подчеркивает, что “труд упорный ему был тошен”. Он рассказывает о жизни Онегина, проводимой в ресторанах, в театрах, на балах, в ухаживании за женщинами. Такой же бездельной жизнью жили тысячи молодых дворян. Такой уклад жизни был привычен дворянскому сословию. Но не следует спешить с выводами, определяя Онегина в разряд “лишних”. Для своего круга он не был лишним. Онегин занимал определенное место в светском обществе, где имел “счастливый талант” и возбуждал “улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Так бы и протекала размеренно его жизнь, если бы не встреча с Татьяной Лариной. Онегин дает влюбиться в себя Татьяне, долго мучает и терзает ее. Татьяна пишет письмо Евгению с признанием в любви. Девушка задает ему вопрос: “Кто ты… Ангел ли хранитель или коварный искуситель?”

Кажется, неспособный к серьезному чувству, Онегин отвергает ее любовь, которая для Татьяны становится смыслом жизни. Мечтательная, романтическая девушка “верит, что Евгений послан богом”. Онегин тронут признанием Татьяны, но не более того. Следующим необдуманным шагом являются взаимоотношения с Ольгой Лариной. Онегин просто так, от скуки начинает ухаживать за Ольгой Лариной, невестой Владимира Ленского. Девушка увлекается Евгением, что, естественно, вызывает ревность Ленского. Переломным моментом во взаимоотношениях с девушками явилась дуэль Евгения с Ленским. Поединок кончается трагически для Владимира. И здесь наш герой словно прозревает, “Онегин с содроганием” видит дело своих рук, как “труп оледенелый” юноши везут в санях. Ленский убит “приятельской рукой”. Бессмысленность этого поступка становится очевидной.

А что же Татьяна ? Она молчаливо поддерживает в горе сестру. Впрочем, Ольга “не долго плакала”, а увлеклась неким уланом, с которым вскоре пошла под венец. В Татьяне борются любовь к Евгению и неприязнь к нему, как к убийце Ленского. Девушка начинает вдруг понимать, что Евгений не такой, каким она представляла его в своих мечтаниях. Ветреный эгоист, сердцеед, человек, несущий боль и слезы другим, а сам неспособный сострадать.

* Возвратившись в Петербург, Евгений встречает уже другую Татьяну светскую женщину, “законодательницу мод”. Он узнает, что теперь она замужем за важным генералом, героем Отечественной войны. Происходит удивительное превращение. Теперь Евгений ищет свидания с Татьяной Лариной, ставшей “равнодушною княгиней, неприступною богиней”, томится, страдает. Да, Татьяна перестала быть похожей на провинциальную дворянку. Сколько царственности во взоре!
* Сколько величавости и небрежности!

Евгений влюблен, он преследует ее, ищет ответного чувства. Но, увы! Написано письмо, но ответа на него Евгений не получил. И вот, наконец, они встретились. Какой удар, какое разочарование! Онегин отвергнут: “Я вас прошу меня оставить”. “Как будто громом поражен” стоит Евгений и чувствует вдруг внутреннее опустошение, свою ненужность. Вот достойная концовка романа.

А. С. Пушкин проверял своего героя истинным чувством любовью. Но, увы, не выдержал этого испытания главный герой романа: испугался, отступил. Когда же наступило прозрение, оказалось, что уже поздно, ничего вернуть и исправить нельзя.

Таким образом, роман “Евгений Онегин” не просто рассказ об эпохе, в которой “отразился век и современный человек”, но и трогательная история несостоявшейся, пропущенной любви.

В.Г.Белинский назвал “Евгения Онегина” “энциклопедией русской жизни”, так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых “лишних людей”. Он образован, умен, благороден, честен , но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он “до времени созрел”, стал молодым стариком. Ему неинтересно жить.


В этом образе Пушкин показал болезнь века “хандру”. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу. Образ Татьяны Лариной противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя “Татьяна”. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной “привычкам милой старины”. Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

* Ей рано нравились романы;
* Они ей заменяли все:
* Она влюблялася в обманы
* И Ричардсона, и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:

* Воображением мятежным,
* Умом и волею живой,
* И своенравной головой,
* И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: “… Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”.

Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил “вольность и покой”, был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней, обретает всеобщее уважение и преклонение в “высшем свете”. за это время она сильно меняется. “Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы” рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в “высшем свете” она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

* …Сейчас отдать я рада,
* Всю эту ветошь маскарада,
* Весь этот блеск и шум, и чад
* За полку книг, за дикий сад,
* За наше бедное жилище…