В.Г. Белинский сказал о романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», что это произведение является поистине народным произведением, настоящей энциклопедией русской жизни. В своем романе Пушкин, благодаря образу Татьяны Лариной, ярко изобразил народные русские традиции, показал народный дух, народное самосознание. В первой главе романа «Евгений Онегин» поэт показывает читателю начало трудового дня в Петербурге, при этом противопоставляя его жизни дворянства. Работающие люди рано встают и направляются на работу, а в тоже время дворянин Онегин едет отдыхать после шумного бала:

* «Что ж мой Онегин? Полусонный
* В постелю с бала едет он:
* А Петербург неугомонный
* Уж барабаном пробужден.
* Встает купец, идет разносчик,
* На биржу тянется извозчик…».

Противопоставляя образ жизни петербургского дворянства образу жизни трудового народа, Пушкин подчеркивает, что дворянство ведет паразитический образ жизни, предаваясь различным утехам и празднествам. Народным в романе также является созданный Пушкиным образ няни Татьяны Лариной. Няня Татьяны добрая старушка, которая заботливо и преданно относится к своей любимице. Благодаря няне Татьяна Ларина узнала и полюбила народные поверья, песни, рассказы, традиции. Благодаря рассказам няни Татьяна полюбила русскую природу. Когда на душе у Татьяны неспокойно, то няня всегда могла ее утешить:

* « Что, Таня, что с тобой? - «Мне скучно,
* Поговорим о старине». - «О чем же, Таня?
* Я, бывало, Хранила в памяти не мало
* Старинных былей, небылиц
* Про злых духов и про девиц…».

Из рассказов няни Татьяна узнает, как в старину царило полное подчинение воле родителей, верность мужу, хотя иногда и не любимому человеку:



* «И, полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь».
* «Да как же ты венчалась, няня?»
* «Так, видно, Бог велел.
* Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…
* А было мне тринадцать лет…
* Я горько плакала со строга,
* Мне с плачем косу расплели
* Да с пеньем в церковь повели».

Именно нянины рассказы и воспитали в Татьяне такие чувства, как верность, необходимость исполнения своего долга. Как мы увидим далее в романе, это сыграет свою роль в жизни Татьяны. Также образ народа показан в песне, которую поют дворовые девушки, когда заняты сбором клубники в саду. Пели они по приказу: «…И хором по наказу пели… Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели..», но в самом пении, в исполнении песни присутствуют искренность, которая была присуща русскому народу. В пении девушек просматривается желание быть счастливыми, стремление к осуществлению своих мечтаний. Через образ ключницы дома Анисьи, Пушкин показывает, что народ относится с уважением к своим хозяевам:

* «И старый барин здесь живал;
* Со мной, бывало, в воскресенье,
* Здесь под окном, надев очки,
* Играть изволил в дурачки.
* Дай Бог душе его спасенье,
* А косточкам его покой
* В могиле, в мать-земле сырой!».

Однако, уважительное отношение к себе заслуживали лишь те хозяева, которые также относились к своим работникам. Например, к Онегину, Анисья относится без уважения, с полным равнодушием. И все-таки самым главным образом, благодаря которому читатель ощущает народность произведения «Евгений Онегин», является образ Татьяны Лариной. Татьяна и другие, менее яркие народные образы помогают нам ощутить жизнь народа той эпохи, понять народный характер, народную мораль.