Повествовательная часть романа построена по четкому и стройному плану. Первая и вторая главы — широко развернутая экспозиция: автор знакомит нас с главными героями своего романа, дает им характеристику на фоне быта: в первой главе — Онегину, во второй — Ленскому и семье Лариных). Завязка основной сюжетной линии (последовательного ряда со­бытий) — письмо Татьяны к Онегину, приведенное к третьей главе. В чет­вертой главе кульминационный момент (точка наивысшего напряжения действия) в сюжетной линии «Онегин-Татьяна» — отповедь Онегина Та­тьяне в саду. Главы пятая и шестая в основном развивают побочную линию «Ленский-Ольга» с кульминаций в сцене дуэли. Глава седьмая — дальней­шее развитие событий. Развязка основной сюжетной линии дана в главе восьмой, в сцене свидания Онегина с Татьяной.

Письму Татьяны к Онегину соответствует письмо Онегина к Татьяне, подготовившее развязку романа. Сюжет произведения построен так, что по мере развития действия персонаж Татьяны постепенно оттесняет пер­сонаж Онегина с первого места.

Все события в романе возникают по определенным причинам, нет ниче­го случайного. Так, например, знакомство Онегина с Татьяной объясняется желанием Онегина увидеть Ольгу, невесту Ленского, о которой тот так много и часто говорит своему другу.В сочетании образов героев в романе Пушкин прибегает к приему про­тивопоставления: Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга, Онегин и Татьяна. Но они противопоставлены не по общественному признаку, т. к. все при­надлежат к одному классу. Герои резко отличаются друг от друга душев­ными качествами, характером.

Каждый из героев действует сообразно своему характеру.

Пейзаж (картина природы) в романе дан деревенский и городской, но преобладает деревенский.

Картины сельской природы даны в различное время года: летом, осенью и зимой (глава четвертая, XL, XLI, XLII), зимой (глава пятая, I—II), весной (глава седьмая, I). Пушкин использует пейзаж и для характеристики ге­роев, особенно Татьяны, и для выражения своего настроения: «... рады мы проказам матушки-зимы», «как грустно мне твое явленье, / Весна, весна, пора любви», «приближалась довольно скучная пора: / Стоял ноябрь уж у двора». В то же время пейзаж у Пушкина необычайно точно и правдиво передает краски природы.

В пейзаж часто включаются человек, животные:
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.