Когда Пушкин задумал писать роман «Евгении Онегин», у него была напечатана только первая часть романа. В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешёл от романтизма к реализму. Даже гениальному Пушкину этот переход дался нелегко, так как в 20х годах ни в России, ни на Западе реализм ещё не сформировался как направление. Создав «Евгения Онегина», Пушкин раньше всех — и в России, и на Западе — дал первый высокий образец подлинно реалистического произведения. Южные поэмы не могли осуществить творческий замысел Пушкина создать образ типичного представителя прогрессивного молодого дворянского поколения, показать его в многообразных связях с обычной окружающей его жизнью и русской действительностью той поры. Кроме того, поэт хотел разъяснить, истолковать читателям этот образ.

Всё это обусловило следующие художественные особенности романа как реалистического произведения.

В романе, как мы уже раньше указывали, даётся широчайшая картина жизни России того времени, её разнообразных связей с Западной Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Действие романа развёртывается и в столичных центрах — Петербурге и Москве, и в помещичьих усадьбах, и в разных уголках провинциальной России («Путешествие Онегина»). Перед нами проходят различные группы дворянства, городского населения, крепостного крестьянства.

Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обшнрнзя по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие лирические вставки (их около 50).
Чтобы органически сочетать повествовательную и лирическую части в едином реалистическом произведении, чтобы можно" было легко и во всякое время переходить от рассказа о героях к выражению своих мыслей, чувств и настроений, Пушкину нужно было решить сложнейший вопрос о форме изложения того богатого материала, который включается в роман. Решая этот вопрос, Пушкин остановился на форме непринуждённой беседы с читателем, представителем той же среды, с которой связаны своим происхождением и своей жизнью автор и его герои.

Но большой роман, который задумал Пушкин, должен иметь чёткую структуру, должен быть отчётливо расчленён на части. II Пушкин делит роман на главы (а в черновике — ещё и на части с заглавием для каждой главы). Глава, заканчиваясь каким-либо авторским рассуждением, в свою очередь делится на строфы. Эта строфа должна была обладать такой гибкостью, чтобы можно было не только в новой главе, но и с каждом новой строфой, даже с каждой её частью свободно переходить от одной мусли к другой, не превращая роман в груду не связанных между собой отрывков. Пушкин блестяще разрешил эту сложную задачу, найдя в созданной им «онегинской строфе» возможность такого изложения тематического богатства своего романа.Онегинская строфа состоит из 14 строк, которые делятся на три четверостишия и заключительное двустишие с разными способами рифмовки: первое четверостишие имеет перекрёстные рифмы, второе — смежные, третье — опоясывающие, или обхватпые, заключительное двустишие — смежные.

Каждая строфа обычно начинается освещением какой-либо новом темы, авторские же замечания, лирические вставки заключают её. Онегинская строфа отличается необыкновенном гибкостью, живостью и лёгкостью. Речь поэта льётся плавно, непринуждённо.

Пушкин написал роман четырёхстопным ямбом, придавшему различные интонации в зависимости от содержания строф. Так, например, различны интонации строф, дающих два варианта возможном судьбы Ленского, если бы он не был убит. XXXVII строфа шестом главы, начинающаяся словами: «Быть может, он для блага мира...», выдержана в ораторскоторжественном интонации, а следующая — «А может быть и то...» — звучит уже совсем поиному: житейски просто, почти прозаично.

Выдерживая в основном разговорный тон, Пушкин необычайно его разнообразит: то мы слышим лёгкую, порхающую беседу поэта со своими знакомыми, то шутку, то жалобы, грустные признания, задумчивый вопрос и т. д.

Завязкой основной сюжетном линии (последовательного ряда событии) является письмо Татьяны к Онегину, приведённое н третьей главе. В четвертом главе кульминационный момент (наивысшее напряжение действия) в сюжетном линии «Онегин — Татьяна»—отповедь Онегина Татьяне в саду. Главы пятая и шестая в основном развивают побочную линию «Ленским — Ольга», давая кульминацию в сцене дуэли. Глава седьмая —
дальнейшее развитие событии.

Письму Татьяны к Онегину соответствует письмо Онегина к Татьяне, подготовившее развязку романа. Сюжет романа построен так, что по мере развития действия образ Татьяны постепенно оттесняет образ Онегина с первого места и нравственная красота Татьяны ставит её высоко над Онегиным.

В сочетании образов героев в романе Пушкин прибегает к приёму противопоставления: Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга, Онегин и Татьяна. Но они противопоставлены не по общественному признаку. Все они принадлежат к одному классу, но резко отличаются друг от друга по своим душевным качествам, характеру.
Каждый из героев действует сообразно своему характеру.