Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20-х годов XX в. В «Евгении Онегине» показаны и столица, и провинции и деревня, и город. Описание петербургского утра намечает содержание бытовых, так называемых «физиологических очерков» 40-х годов:

* Встает купец, идет разносчик,
* На биржу тянется извозчик,
* С кувшином охтенка спешит,
* Под ней снег утренний хрустит…

Точными деталями Пушкин напоминает о характере жизни крепостной деревни, крестьянства. Воплощавших духовный и нравственный облик передовой русской молодежи 20-х годов. В Евгении Онегине многое напоминает образы кавказского пленника и Алеко. Как и они, он не удовлетворен жизнью, устал от нее, чувства его охладели. Но теперь перед нами не условный романтический герой. Онегин - социально-исторический, реалистический тип, воплощающий облик поколения, жизнь которого обусловлена личными и общественными обстоятельствами, определенной общественной средой эпохи декабристов.

Своей начитанностью и культурой Онегин отличается от большинства дворянского общества. Пустота жизни мучает Онегина, он во всем разочаровывается, впадает в хандру. В нем Пушкин отмечает кризис, конец старых идеалов жизни, восходящих к XV в. Вместе с тем Онегин сын своего времени и своей среды. Он вырос в типичных условиях воспитания столичной дворянской молодежи, ему свойственны светские предрассудки, жертвой которых становится Ленский. Онегин живет «без цели, без трудов». Его охлажденный ум все подвергает сомнению, ничто не увлекает его. Он человек свободолюбивый, но, в отличие от грибоедовского Чацкого, не возвышается до политического протеста против крепостничества. В деревне Онегин ведет себя как гуманный барин по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой. В Онегине есть «души прямое благородство», он оказался способен всем сердцем полюбить Ленского, но ничем не могла прельстить его наивная простота и прелесть провинциальной Татьяны. В Онегине как бы собраны самые различные черты, из которых складывался облик русской дворянской интеллигенции времени Пушкина.

Онегину присущи и скептицизм, и разочарованность; в нем заметны черты «лишнего человека» и даже обломов. В образе своего героя Пушкин воплотил многие из тех черт, которые проявятся потом в персонажах романов Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. И все же в люб-пи Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это еще не совсем охладевший человек, что в нем еще кипят силы жизни.

Пушкин хотел сблизить с декабристами и Онегина время путешествия по России Онегин знакомится с родиной, в нем пробуждается чувство патриотизма. Путешествующий по России Онегин настраивается в лад мыслям и Чувствам русских вольнодумцев 20-х годов, в его размышлениях возникают близкие декабристам исторические образы старинных вольных городов Новгорода и Пскова. События романа оканчиваются по времени весной 1825 г. Если бы Пушкин продолжал роман, он показал бы сближение Онегина с декабристским движением за несколько месяцев до восстания 14 декабря. Поэт говорил одному из своих знакомых, что «Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в ряды декабристов». Онегин, конечно, не декабрист, но оба эти варианта сближали судьбу героя Пушкинского романа с трагической судьбой многих лучших людей из дворянской молодежи его времени. Рассказывая в десятой главе о политических событиях 1812-1820 гг. и о движении декабристов, давая тем самым обширную историческую раму для содержания «Евгения Онегина», Пушкин, видимо, склонялся ко второму варианту.

И Онегин и Ленский - люди различных характеров и настроений оказываются связанными с передовым движением их времени. Романтическая восторженность Ленского, его свободолюбие, вера в людей, в добро, романтическая мечтательность, возвышенность чувств, влечение к славе, любовь к прекрасному были присущи многим декабристам младшего поколения - А. Одоевскому, Е. Оболенскому, младшему Бестужеву и другим.

* Негодованье, сожаленье,
* Ко благу чистая любовь
* И славы сладкое мученье
* В нем рано волновали кровь.
* Он с лирой странствовал на свете!
* Под небом Шиллера и Гете,
* Их поэтическим огнем
* Душа воспламенилась в нем;
* И муз возвышенных искусства,
* Счастливец, он не постыдил:
* Он в песнях гордо сохранил
* Всегда возвышенные чувства,
* Порывы девственной мечты
* И прелесть важной простоты.

Вместе с тем в образе Ленского Пушкин передает такую черту, как сочетание возвышенных идеалов со слабым знанием жизни. Пушкин считал возможным и другой конец для Ленского - судьбу помещика-обывателя, превращение поэта человека типа гоголевского Манилова, который, счастливый, говорил бы своей Ольге: «Душенька, открой ротик, тебе положу конфетку». Белинский именно подобный конец и предрекал Ленскому. Пушкин глубоко сочувствует своему герою, мечтам его юности. Поэту были дороги в Ленском «и жажда знаний труда, и страх порока и стыда», благородные понятия о чести и романтическая возвышенность чувств, присущая, например, лицейскому другу Пушкина - поэту-декабристу Кюхельбекеру, с которым в юные годы они вели бесед «о Шиллере, о славе, о любви». Мицкевич даже находил и Ленском самого «Пушкина в одну из эпох жизни его».

Но у Пушкина чувствуется и критическое отношение к Онегину и Ленскому. В его изображении Онегин близок к тем героям западноевропейского реалистического романа, которые воплощали собой образ «современного человека» с его «озлобленным умом, кипящим в действии пустом». Бедой обоих героев романа является оторванность от народной почвы.