В стихотворном вступлении к роману «Евгений Онегин» Пушкин пишет, что его произведение — плод «ума холодных на­блюдений и сердца горестных замет». Белинский в своей статье «Евгений Оне­гин» назвал это произведение «энцикло­педией русской жизни». И в самом деле, в этом романе, как в магическом крис­талле, отразилась вся русская жизнь: и высший свет, и мелкопоместное дво­рянство, и народ — Пушкин хорошо знал все общество начала XIX века. В те годы, когда поэт работал над своим самым лю­бимым произведением, ему пришлось много пережить, потерять многих дру­зей, испытать горечь от гибели лучших людей России. На фоне картин русской жизни 20-х годов XIX века показана дра­матическая судьба лучших людей, пере­довой дворянской интеллигенции эпохи декабристов.

Без Онегина был бы невозможен «Ге­рой нашего времени» Лермонтова, пото­му что реалистическое произведение, созданное Пушкиным, открывало первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в об­разе Онегина многие из тех черт, кото­рые потом развились в отдельных персо­нажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру: оба из свет­ской среды, получили хорошее воспита­ние. Их тоска, хандра и неудовлетворен­ность — все это свойственно душам бо­лее тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: «Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена». Светское общество, в ко­тором вращался Онегин, а затем и Печо­рин, испортило их. Оно не требовало глу­боких знаний — достаточно было по­верхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно». Свои лучшие годы он тратит, как боль­шинство людей его круга, на балы, теат­ры и любовные увлечения. Такой же об­раз жизни ведет и Печорин.

Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят вну­тренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры «необходимых глупцов», душевная пус­тота делают жизнь этих людей однооб­разной, внешне ослепительной, но ли­шенной внутреннего содержания. Пра­здность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День по­хож на день, трудиться незачем, впечат­лений мало, поэтому самые умные и луч­шие заболевают хандрой, «сплином». Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин «хотел писать, но труд упорный ему был тошен...», в книгах он тоже не нашел ответа на свои вопросы. Евгений умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе.

От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян («...ярем он барщины старинной оброком легким заменил...»), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным «вольнодумцем».

Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть харак­тер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сфе­ры, сталкивает с самыми разнообразны­ми людьми.

Когда вышло в свет отдельное издание «Героя нашего времени», то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистиче­ского романа просто не было. Белинский указал, что «Княжна Мери» — одна из главных повестей в романе. В ней Печо­рин рассказывает о самом себе, раскры­вает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он рас­крывает свои мысли и чувства, беспо­щадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь дана разгадка его харак­тера и объяснение его поступков. Печо­рин — жертва своего тяжелого времени. Характер героя сложен и противоречив. Он говорит о себе: «Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого сло­ва, — другой мыслит и судит его». В об­разе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыс­лью, но он причисляет себя к жалким по­томкам, которые скитаются по земле без убеждений и гордости. «Мы не способны к более великим жертвам ни для блага человечества, ни для собственного счас­тья», — говорит Печорин. Он потерял ве­ру в людей, его неверие в идеи, скепти­цизм и несомненный эгоизм — результат эпохи, наступившей после 14 декабря, эпохи нравственного распада, трусости и пошлости того светского общества, в котором вращался Печорин. Основная задача, которую поставил перед собой Лермонтов, — это создание образа современного ему молодого человека. Ав­тор ставит проблему сильной личности, столь непохожей на дворянское общест­во 1830-х годов.

Белинский писал, что «Печорин — Оне­гин нашего времени». Роман «Герой наше­го времени» — это горькое раздумье над «историей души человеческой», души, по­губленной «блеском обманчивой столи­цы», ищущей и не находящей дружбы, любви, счастья. Печорин — страдающий эгоист. Об Онегине Белинский писал: «Си­лы этой богатой натуры остались без при­ложения: жизнь без смысла, а роман без конца». То же самое можно сказать и о Пе­чорине. Сравнивая двух героев, он писал: «...В дорогах разница, а результат один». При всей разнице внешнего облика и раз­личии характеров и Онегин, и Печорин, и Чацкий принадлежат к галерее «лишних людей», для которых в окружающем обще­стве не находилось ни места, ни дела.

Стремление найти свое место в жизни, понять «назначение великое» составляет основной смысл лермонтовского романа. Не эти ли размышления занимают Печо­рина, заставляют мучительно искать от­вет на вопрос: «Зачем я жил?» На это мо­жет ответить сам Лермонтов: «Быть мо­жет, мыслию небесной и силой духа убежден, я дал бы миру дар чудесный, а мне за то — бессмертье он...» В лирике поэта и раздумьях Печорина встречаем мы печальное признание того, что лю­ди — это «тощие плоды, до времени со­зревшие». Как перекликаются слова Пе­чорина о том, что он презирает жизнь, и лермонтовские слова «но судьбу я и мир презираю»! В «Герое нашего времени» мы явственно слышим голос поэта, дыхание его времени.

Изображая судьбы своих героев, ти­пичные для их поколения, Пушкин и Лер­монтов протестуют против действитель­ности, которая вынуждает людей даром растрачивать силы.