Цель: Обучать учащихся работе с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; выявить уровень читательских умений и творческих способностей; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование: Черновые варианты сочинений, запись на доске.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся показывают уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя прозаическое художественное произведение. Тип урока: Урок развития речи; контроля и коррекции знаний, умений и навыков.


ХОД УРОКА

I. Организационный Этап

II. Постановка Цели И Задач Урока.

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. Стильная одежда. Стильные манеры. что вкладываем мы в это понятие? Стильный — своеобразный, отличающийся ярко выраженной индивидуальностью. Ваше сочинение также должно быть стильным. таким его сделает найденное вами оригинальное направление давно известной темы, новое понимание классического произведения, использование нетрадиционного для школьного сочинения жанра, отражение в сочинении вашей неповторимой индивидуальности. Но всё это так и останется замыслом, если вы не научитесь облекать свои мысли в словесную форму, помня при этом, что грамотное использование словесного материала требует значительной предварительной подготовки.

Для сегодняшнего контрольного сочинения вам предлагается роман м. а. Шолохова «тихий Дон». Это роман возвращает нас к трагическим страницам истории, заставляя вновь и вновь осознать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

При написании сочинения помните: «Где нет источника мыслей, слова иссякают быстро» (Б. Грасиан).

IV. Работа Над Темой Урока

1. Беседа по ранее предложенным и дома отработанным темам сочинения

Темы

• «тема войны и революции в романе м. а. Шолохова “тихий Дон”».

• «Особенности изображения пейзажа в «тихом Доне» м. а. Шолохова».

• «Образы женщин-казачек в романе м. а. Шолохова “тихий Дон”»;

• «Григорий мелехов в поисках правды».


Комментарий. Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель помогает учащимся подбирать цитаты, предлагает возможные пути раскрытия той или иной темы.

Этапы анализа темы

• чтение темы: определение главных слов, объёма (узкая, широкая тема), характера (личностная, литературоведческая и т. п.).

• Определение тезиса, основной мысли сочинения.

• Подбор аргументов, «иллюстративного» материала.

• Продумывание заключения и вступления.

2. Составление планов (самостоятельно), возможно, тезисных, редактирование черновых вариантов сочинений

Образец тезисного плана сочинения «Григорий Мелехов в поисках правды»

I. Введение

Образ Григория мелехова как продолжение Шолоховым традиций русской литературы — изображения правдоискателей (Н. а. Некрасов, Н. С. лесков, л. Н. толстой, а. м. Горький и др.)

Л. Основная часть

Характеристика образа Григория мелехова. Истоки характера — в истории семьи, в генетических качествах — трудолюбии, гордости, смелости, стремлении к свободе.

Стремление к нравственной истине — основа характера Григория. Поиск правды, «под крылом которой мог бы согреться каждый».

Попытка найти смысл в битвах Первой мировой войны и разочарование, потеря точки опоры (убийство австрийца).

Убеждённость в истинности «правды» Гаранжи. Вытравление её, уход на фронт «добрым казаком».

Стремление обрести правду во время социально-классовых битв — исток трагедии Григория мелехова: «К кому же прислониться?» метания Григория между «красными» и «белыми» — свидетельство не политических шатаний, а искренних попыток отыскать «настоящую» правду: «Одной правды нету в жизни».

Положение Григория «между» и в семье, и в обществе:

• Между старым и новым (первоначальное следование семейным традициям казачества: подчинение отцу («как батя») и последующий уход из хутора, да ещё с чужой женой — неосознанный вызов старому, традиционному укладу жизни);


• между миром и войной (смелость и мужество в сражениях, осознание «страшной нелепицы войны», убеждённость в противоестественности войны: «моим рукам работать надо, а не воевать»);

• между большевизмом и народничеством Изварина (открытость натуры Григория, воспринимающей убедительные доводы в защиту той или иной идеологии);

• между аксиньей и Натальей (любовь-страсть к аксинье и любовь к семье, жене, детям) — отражение его поисков правды, истинного пути, обречённых на трагический исход: «За что же ты, жизнь, так меня покалечила? За что так исказнила?»

7. Позиция автора в отношении поисков своего героя. Стремление к объективности в изображении противоборствующих сторон, авторское сочувствие Григорию. Изображение гражданской войны как трагедии всего народа.

III. Заключение

Изображение поисков правды «простым» человеком, честным и искренним, передача движений души такого человека — творческая задача м. а. Шолохова. Образ Григория как концентрация основ ного исторического и идейного конфликта романа, выражение трагических поисков правды всего народа.

3. написание творческих работ

V. Домашнее Задание

Прочитать повесть-притчу Э. Хемингуэя «Старик и море».

Индивидуальное задание. Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве Э. Хемингуэя (2 учащихся).