А. И. Солженицын — свидетель многих трагиче­ских событий, которые переживала страна в XX веке. Как писателя его прежде всего волнует судьба России и ее народа, многострадального, долготерпящего, сильного духом, неунывающего.

Стремясь изобразить характерные черты эпохи то­талитаризма и ее влияние на судьбу рядового челове­ка, Солженицын создает очень интересный образ рас­сказчика в рассказе «Матренин двор». Автор не опи­сывает подробно его судьбу, но по многим деталям мы догадываемся, что этот человек уже многое вынес: он прошел войну, на горьком опыте узнал, что такое ла­герь, он пережил все те трудности, которые с войной и лагерем были связаны. Рассказчик говорит о своей за­держке «годков на десять», на нем лагерная телогрей­ка, у него привычка питаться два раза в сутки, «как на фронте», он неприязненно относится к ночным приходам людей в шинелях и «даже электриком на порядочное строительство» его бы не взяли.

У Матрены он оказывается не случайно. Рассказ­чик стремится «затесаться и затеряться в самой нут­ряной России», он истерзан судьбой, ищет гармонии и покоя, душевного равновесия. Он стремится удалить­ся подальше от железной дороги, он не хочет слушать радио, не хочет знать о всем том, чем живет государст­во, исковеркавшее его судьбу.

Попав к Матрене, рассказчик обретает именно то, что искал Атмосфера ее быта, образ жизни и склад ха­рактера родственны его душе. Он обретает успокоение и открывает героине, «что много лет провел в тюрь­ме». Их роднит трагичность судеб, отношение к жиз­ни, нравственные ориентиры. Игнатьич, например, как и Матрена, привык «не в еде находить смысл по­вседневного существования». Он так же, как и она, одинок. «Я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал »,— говорит он о себе.





Сближает рассказчика и героиню и речь. У Матре­ны она полна просторечными и устаревшими слова­ми, многие из которых придуманы ею самой, диа­лектной лексикой. Автор подчеркивает народность характера Матрены. Язык рассказчика также очень близок народному языку, в нем есть и просторечия, и диалектизмы, он даже у Матрены перенимает многое.

Саму героиню мы видим такой, какой представля­ет ее нам рассказчик. Он умеет увидеть ее доброту, бескорыстие, трудолюбие, душевную щедрость, зна­чит, он и сам не чужд этих качеств. Он с горечью опи­сывает поведение Матрениной родни на похоронах ге­роини. Он прекрасно видит их корыстолюбие, лице­мерие, ложь и осуждает их.

В финале произведения рассказчик испытывает некое чувство вины за то, что не понял до конца Мат­рены, ее духовной сущности, не оценил ее по достоин­ству при жизни. Наблюдая за рассказчиком, мы по­нимаем, что перед нами тоже народный характер. Его судьба — типичная судьба человека того времени.