Вторая половина 1950-х годов озна­меновалась формированием оригинального жанра «монументаль­ного рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына, «Матери человеческой» В. Закруткина, «При све­те дня» Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем об­щечеловеческих ценностей. Причем изображение простого челове­ка дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на вы­сокий жанр. Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития свя­тых. Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, пра­ведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у кол­ченогой кошки, ты — мышей душила…»).