В последний период жизни основ­ная энергия Толстого была направ­лена на деятельность публицисти­ческого характера. Однако он не переставал занимать­ся и художественной литературой. Правда, не все произведения были им закончены или опубликованы при жизни. Причиной этого послужило, очевидно, убеждение писателя, что художественное творчество вообще не отвечает насущным задачам времени.

В произведениях, над которыми Толстой работал в начале XX в., на первый план выдвигается вопрос о личной нравственной ответственности человека, о необходимости противодействовать растлевающему вли­янию среды: «Живой труп» (1900), «Хаджи-Мурат» (1896—1904), «После бала» (1903), «Фальшивый ку­пон» (1904) и др.



Замысел «Хаджи-Мурата» связан с кавказскими впечатлениями писателя. Но в отличие от его воен­ных рассказов и повести «Казаки» в центре внима­ния оказывается не дворянский интеллигент с его напряженными исканиями истины и смысла жизни, а «красивый и цельный тип настоящего горца», способного и на жестокость, и на хитрость, но вместе с тем внушающего симпатию. Глазным объек­том изображения в повести стала стихийная жизнь во всей ее сложности и противоречивости. На перед­ний план выдвигается волевое, героическое начало в духовном мире личности. Толстой поэтизирует образ Хаджи-Мурата, подчеркивая его свободолюбие, непо­корность, близость к миру народной поэзии, при­роды, свойственное ему естественное нравственное чувство, исключающее любые сделки с совестью.

Напряженный нравственный кон­фликт, ставший основой рассказа «После бала», приобрел острую драматическую форму в драме «Живой труп». Лю­ди, окружающие героя пьесы Федора Протасова, внешне выглядели вполне респектабельно и достой­но. Но Протасов, обостренно чувствующий любое проявление лжи и фальши, не может жить в обществе, все существование которого построено на лицемерии, притворстве и предательстве.